Когда ребенок начинает говорить "мама"? В каком возрасте дети начинают говорить первые слова Когда начинают говорить девочки норма.

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

Вокруг первых слов ребенка родительской суеты не меньше, чем вокруг первых шагов, ведь это два основных навыка, которыми малыш должен овладеть примерно до полуторагодовалого возраста. Какие они, эти первые слова? Во сколько дети начинают их говорить и как им в этом помочь?

Возрастные этапы

Большинство из нас уверены, что первые слова малыш обязательно скажет еще до года. Особенно ждем слова «мама», как «истинно первого», сказанного ребенком. Во сколько он его скажет? Ребенок начинает говорить не одномоментно, его речь проходит несколько последовательных этапов от месяца к месяцу, а затем – от года к году, все более совершенствуясь от простого «уа» в возрасте 1 месяца до развернутых предложений или вполне связных рассказов в 2,5–3 года.

  1. Агукание. Ребенок должен начать агукать примерно до 8 недель. Такая «речь» состоит из простых «тягучих» гласных (иногда к ним присоединяются звуки [г], [к], [кх]).
  2. Гуление. Между 2 и 4 месяцами дети начинают пробовать разные звуковые комбинации, осваивая первые согласные.
  3. Лепет. Примерно в 6–7 месяцев «речь» малыша состоит из длинных цепочек слогов, которые все более усложняются.
  4. Первые слова и автономная речь (в районе 10 месяцев – 1 года). В словаре малыша может быть около 10 слов.
  5. С полутора лет слова употребляются в значении предложений , появляются фразы из 2 слов (предмет плюс действие). В активном арсенале может быть примерно 30 слов, в их числе – звукоподражания или искажения.
  6. 2 года – период настоящего «словарного бума». Автономная речь уступает место общепонятным словам. В речи появляются также прилагательные, местоимения, союзы, предлоги. Предложения в этом возрасте могут быть уже из 4 слов, с признаками грамматических изменений, с активным использованием эмоций, интонаций. Наступает возраст активных «почемучек». Нормой пока считается плохое произношение звуков.

Что такое первое слово?

Понятно, что спустя несколько лет речь станет намного совершеннее. Ребенок научится выговаривать все звуки, согласовывать члены предложения без ошибок, пересказывать, анализировать, сочинять. Но в памяти родителей навсегда останется то самое первое слово. Каким оно может быть?

Чаще всего это звукоподражания или искажения, характеризующие начало автономной речи, понятной только малышу и его родителям. Так что это точно не слово «мама». Скорее, что-то вроде «ам-ам», «ца-ца» или «дай-дай». Но разве это слово? В современной педиатрии принято называть словом тот «набор звуков», который всегда употребляется малышом в одном и том же значении, ассоциируется у него с одними и теми же предметами или действиями.

Если малыш все, что связано с едой (и сам процесс примем пищи в том числе) называет «ам-ам» — то это слово. Если «ца-ца» — это все, что красивое или нужно для наведения красоты – это слово. Самое настоящее. Устойчивая лексическая единица, употребляемая ребенком. Если нет – еще лепет. При этом первые слова обычно состоят из двух повторяющихся или разных, но простых слогов. При этом уже можно считать, что ребенок начинает разговаривать.

Во сколько малыш скажет первое слово – вопрос индивидуальный. Кто-то вовсю «строчит» уже в год, а кто-то и в два не очень-то разговорчив.

Помогаем заговорить

Обычно считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, они более эмоциональны и непосредственны. Хотя и с этим можно поспорить: каждый малыш развивается индивидуально. Есть замкнутые девочки и активные мальчики, и предсказать, кто из них начнет говорить предложениями первый, нельзя. И дело не только в природных задатках, а еще и в том, чем, как и сколько занимаются с ребенком родители, чтобы стимулировать развитие его речевых навыков.

Что значит стимулировать? «Подталкивать» речевой аппарат, совершенствовать движения малыша и делать все, чтобы он был готов к говорению как можно раньше. Как этого достичь? Комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, отвечающие за развитие мелкой и крупной моторики, мышления, чувства равновесия, которые связаны с центром речи; развивать артикуляционный и понятийный аппарат. Приведенные ниже упражнения и занятия помогут в этом.

  • Примерно с 4 месяцев малыша нужно учить трогать и ощупывать, а затем хватать самые разные предметы (отличающиеся по размерам, материалам, текстуре, свойствам), развивая его тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют растирающий массаж и пальчиковые игры. Став старше, малыш сможет манипулировать мелкими предметами: крутить, стучать, раскладывать, нанизывать, завинчивать и т. д.
  • Полезно менять положение ребенка в пространстве: наклонять поднимать, кружить, переворачивать, раскачивать. Впоследствии вестибулярный аппарат тренируют детские велосипеды, качели, игры с мячами, ходьба по бревну.
  • Развивать артикуляционный аппарат ребенка нужно обязательно. Для этого хорошо играть в подражание разным звукам (ветер, дождь, шум пылесоса, гул самолета или машины) или в зоопарк, имитируя голоса самых разных животных. При этом мама должна четко и медленно показывать малышу, как она получает звук. Еще лучше – делать это у зеркала, так кроха учится сравнивать свои действия и мамины. Такой простейшей артикуляционной гимнастики на первых порах вполне достаточно. Более сложные упражнения для деток постарше можно найти .
  • Чтение книжек, стишков, детских потешек помогает ребенку научиться ритму речи, интонации, обогатить пассивный словарный запас.
  • Активное речевое окружение – непременное условие для того, чтобы ребенок своевременно заговорил: сначала простыми словами, а затем и фразами. С малышом нужно постоянно говорить обо всем: что происходит, что для чего нужно, как называется, куда пойдем, зачем и т. д. Даже если ребенок пока еще не в состоянии повторить это все, он накапливает пассивный словарь, обогащает кругозор и постоянно имеет перед собой пример того, что речевое общение необходимо.
  • Пение также способствует речевому развитию. Когда поет мама, ребенок развивает слух, память, чувство ритма. Когда поет он сам – раскрепощаются мышцы артикуляционного аппарата, что облегчает освоение звукопроизношения.
  • После года полезно иногда включать «маму-непонимаку». В этот период детки обычно активно пользуются мимикой или жестами (особенно указательным). Поэтому если все время потакать малышу, подавая или разрешая все, что он выражает жестами, у него просто не будет необходимости в использовании речи. А если мама упорно не понимает малыша – придется потрудиться, чтобы как-то выразить свои желания с помощью слов.

Для правильного речевого развития важно развивать и дыхание. Слабое дыхание может привести к тому, что ребенок начнет говорить слишком тихо. Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб.

Постановке дыхания способствуют несложные игры, в которые малыш будет играть с удовольствием:

  • можно задувать свечки;
  • дудеть (дудочка, свисток, рожок – любой детский музыкальный инструмент подойдет);
  • пускать пузырьки в стакане воды (дуя в него через трубочку);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на одуванчики или на бумажную бабочку, привязанную к веревочке;
  • сдувать бумажные или ватные кусочки со стола или тарелки;
  • дуть на игрушки в ванной во время купания.

Чтобы ваш карапуз начал говорить своевременно и правильно, всегда подавайте ребенку пример правильной речи. Постоянные сюсюкания и искажения слов по примеру малыша, на его речевом уровне, приведут к тому, что он усвоит это как норму. Пусть он говорит «мявка», а вы отвечайте: «Да, это кошечка». А то, чего он еще не понимает, объясняйте при помощи понятий, которые ему уже известны.

Полезные игры

Стимулировать развитие речи можно, осваивая с ребенком простые жесты, которыми он будет сопровождать речь:

  • «Сколько тебе годиков?» — ребенок показывает 1 или 2;
  • можно погрозить пальчиком («ну-ну», «ай-ай-ай»);
  • на вопрос «как дела?» можно показывать большой палец – отлично!
  • «да» или «нет» ребенок может показать кивком головы;
  • можно звать с помощью жестов, здороваться и прощаться.

Но по мере овладения речью жесты должны отходить на второй план, чтобы не стать «заменителями».

Весьма полезно для развития речевых навыков играть в простые сюжетно-ролевые игры. Ребенку придется как-то называть персонажей, их действия, выражать свои эмоции. Вначале показывать игру придется маме, но постепенно малыш научится подключаться и будет принимать участие в действе.

На начальном этапе просто показывают малышу: так мишка топает, так кукла кушает, плачет. Постепенно разыгрываемые сюжеты будут усложняться, становиться все разнообразнее:

  • куколка шла, упала и ударилась – она плачет, ее нужно успокоить, пожалеть;
  • слоник поехал кататься на машинке, потом пригласил зайку покататься с ним;
  • кукла танцевала, потом устала и захотела спать, ее нужно уложить в кроватку;
  • кукла с зайкой пьют чай;
  • мишка собирается на прогулку, он одевается, садится в машинку;
  • бегемотик заболел, другие игрушки пришли к нему в гости;
  • у зайки день рождения, к нему пришли игрушки, чтобы поздравить и вручить подарки;
  • кукла Маша гуляла без шарфика и заболела, ее нужно полечить.

Простые сюжеты можно показывать малышу во время прогулки. Не просто «это мальчик», а «мальчик катается на велосипеде, ему весело»; не просто «птички», а «птички прыгают по асфальту и собирают крошки». По мере взросления сюжетные разговоры должны усложняться, дополняться вопросами о том, что малыш думает по этому поводу, как бы он поступил, как он к этому относится.

Речь – основной навык, который необходим человеку для постоянного общения с окружающими. Чтобы он появился и развивался своевременно, важна ежедневная целенаправленная работа. В игровой форме, но все же – работа. Правильно построенная и сопровождаемая благоприятной эмоциональной атмосферой.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2, 5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2, 5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

*
Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
*
Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
*
Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
*
Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
*
Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
*
Если в 2, 5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
*
Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
*
Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
*
Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии… Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
*
Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4, 5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподжражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0, 2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.

Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

*
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
*
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
*
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
*
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
*
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
*
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

Чем раньше, тем лучше.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2, 5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?

Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.

Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.

Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4, 5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

Рудова А.С., педагог-дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».

Родители малыша с нетерпением ждут момента, когда же он наконец-то скажет свое . Специалисты утверждают, что единых календарных сроков начала возникновения речи у детей нет. Некоторые малыши начинают говорить слово «мама», когда им едва исполняется 6-7 месяцев, другие же молчат до 1,5-2 лет, заставляя родителей переживать.

Когда ребенок осознанно говорит слово «мама»?

У многих малышей (по некоторым данным их 40%) первым словом, которое они говорят, является «мама», другие же дети начинают свое общение с окружающими с категоричного требования «дай» (таких малышей 60%). Родителям следует знать, что ребенок начинает говорить слово «мама», когда пройдет все этапы развития речи, включающие активный лепет, подражание в интонации, освоение множества различных звуковых сочетаний и звуковую имитацию предложений.

Чаще всего дети, которые начинают рано (в 6-7 месяцев) говорить слово «мама», делают это неосознанно, и лишь к году ребенок завет маму осознанно, когда ему что-то необходимо.

Основным условием нормального развития речи ребенка является достаточный объем живого общения. Развитие речи ребенка складывается из двух составляющих: пассивного владения словом (понимание чужой речи) и активного общения (говорение). И что важно, что без достаточного запаса пассивной лексики активная речь развиваться не будет.

Однако многие мамы задаются вопросом, почему же их достаточно развитый ребенок никак не говорит слово «мама». Здесь возможны индивидуальные особенности развития ребенка, который имеет достаточно обширный пассивный словарный запас и не начинает пользоваться активным.

Как научить ребенка говорить «мама»?

  1. Общаясь с ребенком, следует сопровождать свои действия словом «мама»: мама пошла, мама принесет и т.д.
  2. Играйте с малышом в развивающие речь игры: спрячетесь за ладошки и спросите у него «Где мама?». Обязательно поощряйте ребенка за правильный ответ похвалой.
  3. Старайтесь не предугадывать желания ребенка, пусть он сам учиться просить то, что ему необходимо, тогда он быстрее скажет свои первые слова.