Способы постановки звука л для логопедов. Индивидуальные логопедические занятия со старшими дошкольниками (методическое пособие)

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Написание и произношение буквы и звука Л

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает: вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л


Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л


После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить, чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

Профиль артикуляции звука Л

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.


Развитие моторики рук помогает развивать речь

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка, используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и .

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду – специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

Что влияет на возникновение дефекта?

Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

  • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
  • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
  • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.

Варианты произношения искаженного звука «л»

Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет – малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

  • ребенок пропускает букву «л» (лопата – опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
  • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко – мойоко, ложка – йошка);
  • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

Правильная артикуляция

Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

  • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
  • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
  • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.



Чтобы ребенок мог понять, где он допускает ошибку, необходимо посадить его перед зеркалом и отработать правильную постановку языка и губ

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.



Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: ). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Упражнения на постановку звука состоят из трёх этапов:

  1. Разминочные упражнения.
  2. Упражнения на постановку звука «Л».
  3. Упражнения на закрепление звука «Л».

Разминочные упражнения

Целью разминочных упражнений является развитие подвижности артикуляционного аппарата . При постановке различных звуков они могут отличаться в соответствии с теми частями органов речи, которые в произнесении того или иного звука играют наиболее существенную роль.

Звук «Л» произносится при помощи губ, языка и выдуваемого горлом воздуха. Для развития этих навыков существует ряд простых, но очень важных упражнений, которые нужно выполнять перед зеркалом.

Улыбка – губы растянуты в улыбке на протяжении 10 секунд, затем лицо расслабляется (повторить 7-8 раз).

Пароходик – губы растянуты в улыбке, кончик языка опустился и ушёл в глубину, а основание языка приподнято.

В этой позиции произносится протяжный звук Ы-Ы-Ы-Ы, как будто бы гудит пароходик (начиная от 1 минуты доводить до 3 минут).

Ветерок – губы растянуты в улыбке, кончик языка прикушен. В этой позиции ребёнок дует. Взрослый должен следить за тем, чтобы воздух выходил равномерно с двух сторон. Это можно сделать, поднеся к губам ребёнка руку, бумагу, салфетку или ватку (начиная от 1 минуты доводить до 3 минут).

Варенье – рот приоткрыт, язык высунут. В этой позиции начинаются круговые движения языком по губам, как будто слизывается вкусное варенье. Как вариант – можно назвать упражнение любимым лакомством ребёнка (1 минута).

Лошадка – цокать языком по нёбу, подражая звуку копыт бегущей лошади (1 минута), после этого сохраняя артикуляцию, убираем звук, подражая скрывающейся, беззвучно бегущей лошадке (начиная от 1 минуты доводить до 2-2,5 минут).

Здесь представлен оптимальный тайминг каждого упражнения, который не является строго обязательным.

Если какое-то упражнение ребёнку особенно понравилось , и он увлёкся так, что не хочет переходить к следующим упражнениям, то ему можно разрешить продолжить его не в ущерб остальным.

Например, по дороге домой из сада или школы, а также на прогулке можно предложить ребёнку проработать понравившееся упражнение. Интересно будет и включить упражнения в подвижные игры, развивающие мелку и крупную моторику.

Упражнения на постановку звука

Упражнения по постановке звука «Л» сводятся к постановке правильной артикуляции и правильного дыхания .

Правильная артикуляция при произнесении звука «Л» следующая:

  1. Губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты.
  2. Зубы слегка разомкнуты.
  3. Кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них.
  4. При подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

Эта артикуляционная позиция и есть базовое упражнение на постановку звука «Л». Она может иметь варианты в плане постановки артикуляционного аппарата (иногда можно поддержать язычок кончиком ложечки).

Поэтому разбейте комплекс артикуляционной позиции на блоки и соединяйте их в речевой деятельности ребёнка постепенно.

То есть, каждый пункт может стать самостоятельным этапом или упражнением, после его прохождения и достижения устойчивого результата, к нему можно прибавить следующий этап.

Таким образом, пошаговое движение к правильной постановке звука будет более эффективной.

По достижении умения произносить звук «Л» правильно , но отдельно от других звуков, его постепенно вводят в общее звучание речи.

Для этого используются упражнения со слогами в твёрдой и мягкой позиции , а по достижении результата – упражнения на проговаривание слов.

Здесь можно применить те же упражнения, которые использовались при диагностике. По большому счёту, на данном этапе диагностика становится неотъемлемым элементом постановки и закрепления звука «Л».

При правильном дыхании звуки, слоги и слова произносятся на выдохе , а воздух, при произнесении звука «Л» проходит ровно по бокам языка.

Упражнения на закрепление звука

Для закрепления звука «Л» в речи, вам придётся взять его произношение на контроль и постоянно напоминать ребёнку о том, как правильно произносятся слова с этим звуком .

Возвращайте ребёнка к началу фразы всякий раз, когда он произнесёт её неверно.

Нужно аннулировать привычку и создать новую модель общения. Не ленитесь хвалить ребёнка всякий раз, когда он правильно выговорит сложное слово.

На этом этапе можно использовать скороговорки, стихи, песенки-потешки, сказки : про лисичку, слона, льва и других персонажей со словами, содержащими букву «Л». Активнее используйте и моделируйте предложенные ранее упражнения.

Когда идти к логопеду?

Речь малыша развивается постепенно. Нет ничего особенного в том, что ребёнок не выговаривает те или иные звуки в возрасте до 5 лет.

Многие взрослые помнят, какие проблемы со звукопроизношением им пришлось пережить. Соответственно, необходимо провести аналогию со своим ребёнком и попробовать вспомнить, какие эффективные способы решения речевых проблем им были найдены.

Если кто-то из родителей посещал логопеда, который выправил ему звуки – можно вспомнить и то, как проходили занятия, какие наиболее полезные моменты он смог из них извлечь.

В таком случае взрослый сможет максимально подстроиться к своему малышу не как родитель, а как человек, передающий полезный опыт другому и помочь научиться правильному произнесению звука.

К логопеду нужно вести ребёнка тогда, когда ему исполнится 5 лет и взрослые не смогли самостоятельно помочь ему в постановке звуков.

Кроме этого существует ряд ситуаций, когда родителям не рекомендуется заниматься самостоятельной постановкой звуков:

  • когда у ребёнка диагностированы органические нарушения речевого аппарата;
  • когда у ребёнка диагностированы невралгические заболевания, связанные с нарушением центральной или периферической нервной системы;
  • когда у ребёнка диагностированы психические заболевания.

В перечисленных случаях речевым развитием малыша должен заниматься специалист , наряду с получаемым ребёнком лечением по существу основного заболевания. Обращение к логопеду в таком случае должно быть назначено лечащим врачом.

Не имеет смысла и может навредить речевому развитию занятие, проведённое самостоятельно взрослым в том случае, если:

  • взрослый неправильно произносит искомый звук;
  • у взрослого наблюдается нечёткость общего звучания звуков языка;
  • взрослый несдержанно или агрессивно реагирует на беспомощность ребёнка;
  • ребёнок отвлекается во время занятия, а взрослый не может удержать с ним контакт.

Если вы заметили, что у вас просматривается одна из вышеперечисленных проблем, то, во избежание формирования негативного отношения к речевым занятиям у малыша, лучше всего будет прекратить их и пойти к логопеду.

Подведем итоги

Если нет никаких препятствий – то вы можете самостоятельно ставить звуки речи, опираясь на существующие инструкции.

Знакомство с методиками постановки речи будет полезно в любом случае , ведь занимаясь с логопедом, ваш ребёнок будет получать задание, которое придётся отрабатывать самостоятельно.

А слаженный в речевых занятиях контакт будет только способствовать успеху.

Как показывает практика, постановка звуков речи – ответственный и сложный , но доступный для самостоятельного освоения материал.

В данной статье вам даны все необходимые для этой работы инструкции, а также показаны основные принципы, на основании которых вы сможете разрабатывать авторские варианты упражнений, которые понравятся именно вашему ребёнку.

На основании прочитанного вы сможете сделать правильный выбор: заниматься постановкой звуков самостоятельно или привлечь в помощь логопеда .

Иногда помощь специалиста бывает неоценимой, а в ряде случаев – родительская любовь и тепло дадут необычайно мощный эффект не только для постановки звука, но и для создания той творческой атмосферы взаимодействия, которая будет ресурсом отношений на долгие годы.

Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

Проверяется произношение следующими упражнениями:


Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

  • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.


  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком [Л]

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука [Ы]

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

  • Упражнения постановки от звука [Л´]

[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука [А]

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от [В]

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:


Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля - ля, ле - ле, ли - ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:


4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли - ливень — ле-ле-ле - лев;
  • ля – ля — ля - лягушка — ле-ле-ле - летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука [Л]:

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение [Л] в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):


Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

4) отработка произношения [Л] в конце слова:

возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:


Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:


Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:


Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:


Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.

  • Малышу предлагается закончить фразу:
  1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
  2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
  3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
  4. Лыжник встал (на лыжи).
  5. Подковали копыта (лошадке).
  6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
  7. В доме светло, горит (лампа).
  8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
  • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
  • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
  • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
  • ле-ле-ле: село, весло, лето;
  • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
  • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
  • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль: