Определение себестоимости работ и услуг в бюджетных учреждениях. Калькулирование себестоимости услуг в государственных учреждениях (Михеева М.С.) Себестоимость госуслуги что относится по автономным учреждениям

1. Характеристика производства в бюджетных учреждениях.

2. Учет затрат производственных (учебных) мастерских.

3. Учет затрат подсобных (учебных, учебных) сельских хозяйств.

4. Учет расходов на научно-исследовательские работы по договорам с заказчиками.

Использованные источники

1. Методические рекомендации по применению Положения № 16 "Расходы" при определении стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержден Приказом Министерства образования и науки от 13.03.2001 года № 19.

2. Положение о договорах на создание научно-технической продукции, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по науке и технике от 19.11.87. № 435.

3. Джога Г. Т., Свирко С.В., Синельник Л. Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебник. - Киев: КНЭУ, 2003. - 483 с.

Характеристика производства в бюджетных учреждениях

Понятие производства в бюджетных учреждениях имеет свою специфику, поскольку производственными подразделениями выступают отдельные виды производств по созданию материальных или интеллектуальных ценностей в порядке выполнения основного назначения учреждения. Так производственными подразделениями считаются коллектив ученых, выполняющих научно-исследовательские работы по хозяйственным договорам, учебные мастерские, подсобные сельские хозяйства.

В этих подразделениях создается продукция, которая является готовой к использованию. Она может продаваться, передаваться на нужды учреждения или другое.

Характерным для учета производства является разделение затрат на прямые и косвенные.

Прямые - это такие расходы, которые можно непосредственно отнести на себестоимость производимой продукции.

Косвенные - это такие, которые нельзя прямо отнести на себестоимость производимой продукции, а поэтому они предварительно собираются на отдельном счете, а затем распределяются между видами продукции пропорционально базе распределения.

Кроме того расходы отражаются по статьям расходов. Учитывая специфику и разнообразие деятельности учреждений она может быть разной, и в соответствии со стандартом 16 "Расходы" они устанавливаются учреждением самостоятельно.

Для учета процесса отражения производственных затрат и формирования себестоимости продукции предназначен счет 82 "Производственные расходы", что соответствующие субсчета. По дебету его отражаются расходы, а по кредиту - поступление продукции, переданных заказчикам выполненных работ.

Для учета доходов полученных от реализации продукции и услуг предназначен счет 72 "Доходы от реализации продукции, изделий и выполненных работ".

Денежные средства, которые получают от реализации вы произведенной продукции и услуг относятся к собственным поступлениям по группе "Средства полученные в качестве платы за услуги".

Финансовые результаты определяются на счете 72 и в конце года списываются на результаты выполнения сметы по специальному фонду (счет 432).

Учет затрат производственных (учебных) мастерских

Производственные учебные мастерские образуются с целью выполнения соответствующих функций по трудовой подготовке контингента учащихся. Профиль работы производственных мастерских определяют высшие органы управления, принимая во внимание местные возможности, условия и педагогическую целесообразность конкретного вида труда.

Мастерские могут содержаться за счет общего и специального фонда, в соответствии со сметами.

Для учета расходов и получения готовых изделий предназначен счет 821 "Расходы производственных учебных мастерских". По дебету учитываются затраты на выпуск готовых изделий в производственных (учебных) мастерских, а также издание печатной продукции или предоставления услуг. Остаток субсчета 821 означает сумму затрат незавершенного производства. По дебету этого счета отражаются такие прямые расходы:

Расходы на материалы;

Расходы на оплату труда производственных рабочих;

Отчислений на социальные мероприятия;

Расходы на электроэнергию;

Другие прямые расходы.

Косвенные расходы предварительно учитываются на счете 826, а в конце месяца распределяются между видами продукции или изделий пропорционально прямой оплате труда, материальным затратам или всем прямым расходам.

К косвенным расходам по производственным мастерских относятся расходы:

Зарплата обслуживающего персонала, , аренда помещений, текущий ремонт помещений и другие.

Объектом учета является партия однородных изделий.

Аналитический учет ведется по объектам учета (видам изделий или партиями изделий) и статьям расходов в багатографних книгах или карточках (ф. № 283).

Продукцию производственных мастерских оприходуют по фактической себестоимости, поэтому расчеты по определению фактической себестоимости полученных готовых изделий определяют ежемесячно, составляя при этом калькуляционные расчеты.

Калькуляционной единицей является единица продукции или изделие.

Себестоимость законченных производством изделий будет составлять:

Сумма незавершенного производства на начало месяца,

Плюс сумма расходов текущего месяца

Минус сумма незавершенного производства на конец месяца. Полученную продукцию приходуют на счет 24 "Готовая

продукция ", субсчет 241" Изделия производственных (учебных) мастерских ".

Для учета реализации изделий предназначен счет 721 "Реализация изделий производственных (учебных) мастерских". Он является сравнительным и предназначен для определения финансового результата от реализации продукции производственных мастерских. На сумму реализованной продукции кредитуется счет 241 и дебетуется счет 721. Кредитовый остаток означает прибыль и по окончании года списывается на счет 432.

Для учета расчетов по реализации изделий используют счет 633 "Расчеты с заказчиками за выполненные работы и предоставленные услуги из собственных поступлений".

Таблица 62

Корреспонденции счетов

Корреспонденция счетов

1. Отражение прямых затрат:

Зарплата производственных рабочих

отчисления на социальные мероприятия

выдано со склада материалы

234, 235, 238, 239

списана стоимость электроэнергии

2. Отражение косвенных расходов:

Зарплата аппарата управления

отчисления на социальные мероприятия

расходы на отопление помещений

расходы на текущий ремонт помещений

3. списаны и распределены косвенные расходы между видами изделий

4. Оприходованы готовые изделия по фактической себестоимости

5. Реализация изделий:

списана себестоимость реализованных изделий

начислено покупателям дебиторскую задолженность на стоимость изделий в ценах реализации

Отражен налоговый кредит (учреждение является плательщиком НДС)

Зачислены средства на счет учреждения

Переданные изделия мастерских для нужд учреждения

Определение финансового результата осуществляется в конце бюджетного года, заключительными оборотами


Мельвиль Е.Х.
Новые механизмы развития сферы культуры: организационные, экономические, правовые (Часть 3)

[ Справочник руководителя учреждения культуры – 2010. – № 10. – С. 99-109 ]

Е.Х. Мельвиль,
директор по правовым и финансовым вопросам агентства «Творческие индустрии», преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук

Расчет объема и стоимости государственных услуг

Реформа бюджетного сектора предусматривает переход от управления затратами к управлению результатами – замену финансирования сети государственных учреждений по смете на финансирование услуг по программе на основании государственных и муниципальных контрактов и договоров в рамках госзаказа.

В основу реформирования заложен принцип бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), который можно определить как систему формирования бюджета, отражающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Бюджетирование, ориентированное на результат, – это такая форма финансирования, которая обеспечивает связь между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств .

Данный принцип отражен в новой системе финансирования бюджетных услуг – нормативно-целевом финансировании (НЦФ). В этом случае размер финансирования бюджетных ассигнований зависит не от величины штата, расходов на содержание штатного персонала учреждения или фактических расходов на эксплуатацию, закупку расходных материалов и пр., а исключительно от объема и качества оказываемых бюджетных услуг. При нормативно-целевом финансировании расходы на оказание конкретных услуг рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами исполнительной власти, и применяются для расчета ассигнований, предоставляемых как бюджетным, так и автономным учреждениям для выполнения государственных (муниципальных) заданий.

Один из самых сложных моментов в практике внедрения БОР и НЦФ – это оценка стоимости услуг и программ, которая, с одной стороны, позволяет определить расходные потребности учреждения для достижения поставленных задач, а с другой, – оценить эффективность деятельности через сопоставление произведенных расходов и полученных результатов.

Организациям культуры очень важно определить, что значит конкретная «бюджетная услуга» по объему, структуре, стоимости применительно к специфике учреждений культуры и т. д.

Для учреждения культуры предметом госзадания (услугой) являются результаты его деятельности (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. д.), а число посетителей – лишь один из показателей их качества.

Финансирование государственного задания включено в состав расходных полномочий того или иного уровня бюджетной системы – федерального, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Объем финансового обеспечения государственного задания складывается из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) и на содержание имущества учреждения.

Для формирования нормативов финансирования государственного задания важно корректно просчитать стоимость бюджетной услуги. Если задание будет формироваться исходя из заниженной стоимости услуги, без учета реально сложившихся издержек, то его выполнение будет невозможно, что подрывает перспективы деятельности учреждения культуры.

Естественно, что в данной ситуации особое значение приобретает систематизация бюджетных услуг, которая предполагает однозначное описание перечня услуг, предоставляемых за счет бюджета, а также разработку системы их стандартизации, исходя из приоритетов и задач, определенных в федеральном законодательстве в качестве полномочий всех уровней власти по вопросам культуры. Наличие перечня услуг культуры существенно облегчает принятие решений о приоритетах расходования средств, которые станут более осознанными и обоснованными. Перечень бюджетных услуг является элементом системы результативного управления расходами субъекта Российской Федерации и представляет собой документ, применяемый субъектами бюджетного планирования для оценки расходных обязательств, планирования направлений расходов бюджета, управления расходами и учета степени достижения поставленных показателей. Перечень утверждает отраслевое министерство для всех учреждений отрасли. В перечень бюджетных услуг включаются наименование услуги, категории потребителей, перечень и единицы измерения показателей объема, основные требования к качеству услуги, а также реквизиты нормативно-правовых актов, утверждающих административно-правовые регламенты .

Методика расчета полной стоимости услуги

Структура полной стоимости услуг включает прямые расходы по предоставлению услуги, а также косвенные расходы, связанные с содержанием учреждения, с прямым и косвенным администрированием. Поэтому расчет стоимости услуги стоит начать с анализа процедуры предоставления услуги, включающей анализ и оценку организационной структуры, определение всех типов деятельности и этапов процесса предоставления услуги. В первую очередь это необходимо для того, чтобы выявить случаи неоптимальной логистики, а также разбить процедуры на отдельные виды работ, выполнение которых производится сотрудниками учреждения или может быть поручено организациям различного профиля. Только после такого анализа следует приступать к выявлению издержек по предоставлению каждой конкретной услуги .

Для выявления всех издержек необходимо проанализировать активы учреждения (здания, сооружения, оборудование, земля), долю их использования при предоставлении услуги и изменение их стоимости в процессе оказания услуги.

Необходимо проанализировать прямые трудовые затраты (количество и оплата труда постоянных штатных сотрудников и сотрудников с неполной занятостью, сотрудников, занятых в предоставлении одной или нескольких услуг) и косвенные трудовые затраты (количество и оплата труда сотрудников, выполняющих функции общего управления, вспомогательного и обслуживающего персонала).

Помимо этого необходимо провести анализ расходов на закупку услуг (товаров) у других организаций, а также анализ бухгалтерской и финансовой отчетности: как систематизирована информация, какой способ распределения косвенных расходов принят и пр. На практике учет затрат осуществляется не по услугам, а по экономическим статьям расходов, в которых отдельно учитываются заработная плата, налоги, содержание имущества и пр. Чтобы свести эти расходы воедино, требуются определенные усилия.

Для бюджетного или автономного учреждения такой подход к расчету стоимости услуги поможет определить, можно ли добиться снижения стоимости и повышения качества услуги за счет внутренних резервов учреждения или для этого потребуется привлечь внешних специалистов и дополнительные бюджетные средства.

Определение стоимости бюджетной услуги

В соответствии с предложенной процедурой определение стоимости бюджетной услуги схематично можно представить следующим образом (см. рис.).

Рис. Определение стоимости услуги

Стоимость услуги рассчитывается следующим образом:

Р i гу = N i очр × K i ,

N i очр – норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги на соответствующий финансовый год;

K i – объем (количество единиц) оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году.

Норматив затрат на оказание единицы государственной услуги определяется по формуле:

N i очр = N от + N рм + N си + N он,

N от – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается) ;

N рм – норматив затрат на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги;

N си – норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно постоянных затрат на содержание имущества в «спящем» режиме (для ФГУ составляет 30% от общих затрат на содержание имущества) : затрат на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение; затрат на отопление и на электроснабжение; на содержание движимого имущества (техническое обслуживание, расходные материалы, не отнесенные к нормативу затрат на приобретение расходных материалов, затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, другие затраты по решению ГРБС);

N он – норматив затрат на общехозяйственные нужды (на услуги связи, транспортные услуги, на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т. п. персонала, прочие затраты, влияющие на стоимость оказания государственной (муниципальной) услуги.

При определении стоимости услуги ключевым остается вопрос о методах определения нормативов затрат.

В настоящий момент для расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги используются нормативный, структурный или экспертный методы. Структурный метод используется в случае невозможности применения нормативного метода, экспертный – при невозможности использования обоих предыдущих.

Расчет норматива затрат на оплату труда проводится нормативным методом и представляет собой произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги, на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги.

Норматив затрат на приобретение расходных материалов рассчитывается как произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы услуги. На практике, как правило, затраты на приобретение расходных материалов в следующем отчетном году определяют как произведение затрат в текущем финансовом году на индекс-дефлятор на следующий отчетный период .

Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа коммунальных услуг, установленный на соответствующий финансовый год.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды рассчитывается как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.

Структурный метод определения норматива затрат основан на распределении расходов учреждения на обеспечение деятельности по видам затрат (оплата труда и начисления, приобретение расходных материалов, коммунальные услуги и затраты, связанные с использованием имущества, общехозяйственные нужды) в отчетном финансовом году между государственными услугами пропорционально (в т. ч. с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда (включая начисления) по каждой государственной услуге.

В экспертном методе определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги осуществляется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности (за исключением условно постоянных затрат на содержание имущества). Из общих расходов на обеспечение деятельности учреждения также могут быть исключены расходы на текущий ремонт и закупку оборудования.

На практике при подсчете стоимости услуги ранее учитывались в основном прямые расходы и только часть косвенных, связанных с содержанием учреждения (без учета расходов на прямое и косвенное администрирование). При этом в расчетах использовались показатели прошлых лет, а такой фактор, как изменение стоимости материалов, услуг, учитывался с помощью коэффициентов-дефляторов, определяемых Минэкономразвития России и не привязанных к конкретной ситуации. В соответствии с методическими рекомендациями Минфина, разработанными для федеральных учреждений, стоимость государственных услуг определяется исходя из совокупности всех затрат на оказание услуг.

В регионах России применяются различные методики подсчета стоимости бюджетной услуги.

Пример Пермского края

Расчет стоимости государственных услуг осуществляется исходя из расходов и (или) размера расчетных показателей базисного периода (текущий год) . Стоимость государственной услуги определяется по единым подходам для бюджетных, автономных учреждений и некоммерческих организаций. Расчет стоимости государственных услуг осуществляется исходя из расходов и (или) размера расчетных показателей базисного периода.

Стоимость государственной услуги на основании объема определяется в расчете на одного получателя, потребителя по формуле:

СГУ кол = ФОТ 1 × К + МР 1 × К + ТЭ 1 × Д + Н 1 × К + Р 1 + КР 1 ,

СГУ кол – стоимость государственной услуги исходя из количественных показателей;

ФОТ 1 – оплата труда и начисления в соответствии с действующим законодательством в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

К – коэффициент, отражающий изменение (увеличение, уменьшение) размера стоимости государственной услуги и расчетного показателя по расходам бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период (может быть равен единице);

MP 1 – материальные расходы в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

ТЭ 1 – расходы на оплату тепловой и электрической энергии в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

Н 1 – расходы на уплату налога на имущество, транспортного и земельного налогов в соответствии с действующим законодательством в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

Р 1 – расходы в составе стоимости государственной услуги базисного периода, утверждаемые в абсолютных суммах и не требующие применения индексов-дефляторов;

Д – индексы-дефляторы на тепловую и электрическую энергию на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со сценарными условиями развития экономики Пермского края;

КР 1 – расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, услуг в области информационных технологий (не более 2% от рассчитанной величины расходов).

Пример Владимирской области

Во Владимирской области областная универсальная научная библиотека им. М. Горького приняла следующую методику расчета :

Общая стоимость услуги = 0З + ДЗ + Н + HP,

ОЗ – величина основной заработной платы на оказание услуги, определяется как стоимость 1 мин рабочего времени, умноженная на время по Межотраслевым нормативам или по хронометражу;

ДЗ – дополнительная заработная плата, определяется как величина ОЗ × 0,1 (постоянный коэффициент );

Н – начисления с ФОТ. Величина начислений определяется как (ОЗ + ДЗ) × 26,2%;

HP – накладные расходы. Определяются как величина ОЗ х К (коэффициент накладных расходов). Коэффициент накладных расходов равен частному отделения затрат на содержание по смете на ФОТ.

В затраты на содержание по смете входит:

Оплата канцелярских принадлежностей, материалов для текущих и хозяйственных целей; оплата коммунальных услуг, охраны и технического обслуживания помещений; услуги связи; командировочные расходы; транспортные расходы.

В методическом пособии приводится калькуляция на копирование одного документа:

Библиотекарь 11 разряда – 3948 руб.; расценка одной минуты рабочего времени: 3948 руб.: 10 080 = 0,39 руб.; время, необходимое на выполнение данной услуги – 3 мин; величина основной заработной платы: 0,39 руб. × 3 = 1 руб. 17 коп.; дополнительная заработная плата: 1 руб. 17 коп. × 0,1 = 0,12 руб.; величина начислений на заработную плату: (1 руб. 17 коп. + 0,12 руб.) × 26,2% = 0,34 руб.; накладные расходы: 1 руб. 17 коп. × 0,61 = 0,71 руб.

Итого: 2 руб.34 коп.

Эту же методику библиотека использует для определения стоимости платных услуг, добавляя к себестоимости определенный норматив рентабельности (обычно около 20%).

Как видно из примеров, в расчет не включаются прямые и косвенные административные расходы (например, обслуживание копировальной техники, содержание вспомогательного персонала). Помимо снижения финансирования, такая ситуация рано или поздно может привести к конфликтным ситуациям в коллективе, т.к. административный (основной и вспомогательный) персонал не будет заинтересован в качестве оказываемых услуг, поскольку не видит прямой зависимости своей работы от стоимости услуг.

Многие учреждения, в т.ч. переходящие в «автономку», просчитав и сопоставив стоимость прямых и косвенных административных расходов, ввиду ограничения бюджетных средств передают выполнение ряда услуг сторонним организациям .

Стоимость бюджетной услуги лежит в основе расчета потребности финансового обеспечения бюджетных заданий, в т. ч.:

Государственного задания (для федеральных и региональных государственных учреждений: для бюджетных и автономных учреждений); муниципального задания (для муниципальных бюджетных и автономных учреждений); технического задания как составляющей части конкурсной документации и государственного и муниципального контракта при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.

Финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания

Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку, срокам и результатам выполнения работ и оказания государственных услуг в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью учреждения.

Согласно ст. 158 БК РФ, формирование задания – бюджетное полномочие главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).

В задание включаются:

Параметры услуг:
– характеристики и количество получателей услуг (демографический и социальный статус, экономическое положение, место проживания);
– наименование и перечень услуг;
– количественно-временные и качественные характеристики оказания услуг (количество услуг, общий объем времени услуг, общая продолжительность времени оказания услуг, их периодичность). Требуемые условия оказания услуг:
– организационные;
– квалификационные;
– инфраструктурные. Ожидаемые результаты, Cтоимость услуг.

Процесс установления задания для учреждения включает несколько этапов и напоминает игру в волейбол, где конечный результат зависит от точности (эффективности) действий последующего игрока.

Этап I Руководитель органа власти утверждает форму государственного задания, состав показателей, а также требования к содержанию каждого из разделов задания (с учетом предельных тарифов на оплату государственных услуг, порядка контроля над исполнением задания, в т. ч. условия и порядок его досрочного прекращения, требований к отчетности об исполнении задания).

Этап 2. Учреждение готовит и направляет в орган государственной власти предложения к проекту задания, включающие:

Оценку потребностей в соответствующих видах услуг на основе нормативов, стандартов услуг, динамики количества получателей услуг, уровня удовлетворенности качеством, объемов услуг, порядка их оказания и возможностей учреждений; предложения о доле имущества, используемом для выполнения задания; фактическое выполнение задания в отчетном и текущем периодах; требования к материально-техническому обеспечению; требования к квалификации и опыту персонала; расчет потребности финансового обеспечения выполнения задания с учетом стоимости услуг и расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного в оперативное управление или приобретенного на бюджетные средства.

Этап 3. Орган государственной власти готовит проект задания с учетом предложений учреждений, отчетности об исполнении задания за предыдущий период и лимитов бюджетных обязательств (ст. 69.2 БК РФ). После принятия закона о бюджете уточняет и утверждает государственное (муниципальное) задание, определяет объем субсидии и заключает договор с руководителем на его выполнение и организует контроль за исполнением.

Как видно, эффективность исполнения задания, а значит, и качество предоставленных услуг в рамках его исполнения зависят не только от действий власти, но в большей мере от того, насколько финансово точными и методически грамотными и ответственными будут действия самого учреждения по сбору и анализу информации для подготовки задания.

В ряде публичных образований правовые акты, касающиеся установления и финансового обеспечения задания учредителя, по-разному структурируют расходы, финансируемые за счет субсидии. Так, в Положении о формировании задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения предусмотрено разделение субсидии на две составляющие:

Субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание услуг; субсидия на возмещение затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (за исключением сданного в аренду), переданного в оперативное управление или приобретенного на бюджетные средства, а также уплату налогов на имущество.

В регионах иногда дублируют этот подход с разделением субсидии на две части , а в некоторых, например, Красноярском крае, в порядке финансового обеспечения задания для Государственного автономного учреждения «Красноярский музыкальный театр» на региональном уровне предусмотрена выплата субсидии единой суммой в расчете на одного потребителя. С точки зрения автономного учреждения, эта схема наиболее приемлема, т. к. при сокращении затрат по той или иной статье сумма субсидии не сокращается и учреждение заинтересовано в сокращении издержек, например, на организационных и административных расходах. В том же Красноярском крае, но на муниципальном уровне для Муниципального автономного учреждения «Дом культуры «Свердловский"» (г. Красноярск) субсидию разделили на несколько составляющих (т. е. разделили расходы на оказание услуг, содержание имущества, выплату налогов, развитие учреждения). Данная схема наиболее приемлема для учредителя, т. к. при сокращении расходов на коммунальные платежи субсидия на содержание имущества сокращалась и сэкономленные средства оставались в бюджете. Однако при такой схеме автономное учреждение не заинтересовано в снижении издержек на содержание имущества, что в конечном итоге приводит к неэффективному расходованию средств субсидии.

Заключение

Изменение порядка финансирования государственных услуг, появление конкурентов со стороны частного сектора, преобразование организационно-правовых моделей ведения деятельности ставят государственные организации культуры в новые условия.

Изменения, произошедшие в правовом и экономическом поле в последние годы, подталкивают организации культуры к большей самостоятельности – экономической, управленческой и творческой, создавая стимулы для дальнейшего развития. Для того чтобы использовать новые правовые и экономические инструменты, организациям культуры придется совершить переход от простого выполнения указаний к реальной управленческой деятельности – формированию собственной стратегии и тактики действий, реализации поставленных задач, адекватной оценке собственных успехов.

Организациям культуры стоит посмотреть на себя по-новому – не как на статичные бюрократические системы, а как на производителей современных, адекватных спросу культурных продуктов и услуг, создателей новых культурных практик. Гибкость и динамизм, открытость и готовность к действию – качества, которые сегодня востребованы не только в творчестве и в решении социальных проблем сообществ. Это качества ответственного управленца, который видит и понимает будущее своей организации.

Примечания:

  1. Окончание. Начало статьи см.: Справочник руководителя учреждения культуры. 2010. № 8.
  2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 годах».
  3. Под качеством понимается не только степень удовлетворенности населения предоставленными услугами, но также бюджетная (влияние осуществляемой деятельности или предоставляемых услуг на доходы и расходы бюджета) и социальная (социальные последствия деятельности или предоставления услуг для общества в целом, которые выражаются в изменении уровня и качества жизни населения) эффективность.
  4. Постановление Правительства РФ № 1065 от 29.12.2008 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями».
  5. Никифоров С.М., Стрелец О.А. Оценка полной стоимости бюджетных услуг в государственном и муниципальном управлении. Институт экономики города. 2006. 12 с.
  6. Приказ Минфина России № 105н от 22.10.2009 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений».
  7. Определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
  8. Приказ Минфина России № 105н от 22.10.2009.
  9. Постановление Госкомстата России от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».
  10. Приказ Министерства финансов Пермского края от 18.08.2009 № СЭД-39-0.1-03-36 «Об утверждении Методики расчета стоимости государственных услуг».
  11. Платные услуги в муниципальных библиотеках: методическое пособие практику / Владим. обл. универсал, науч. б-ка им. М. Горького, Науч-метод. отд.; сост. Н.Г. Ступина. – Владимир. 2008. 33 с.
  12. Условный коэффициент определяется исходя из реальных среднегодовых показателей и принимается отдельно для каждой конкретной организации.
  13. Сторонние организации, как коммерческие, так и НКО, могут экономить на использовании упрощенной системы налогообложения (экономия по ЕСН до 12%) на использовании рабочей силы по договорам гражданско-правового характера (экономия на больничных, отпусках, проезде к месту работы, отдыхе и пр.), а также на содержании имущественного комплекса, который, по сравнению с государственными учреждениями, достаточно скромен.
  14. Принимается постановление на соответствующем уровне власти. Для федерального автономного учреждения применяется постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания».
  15. Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения».
  16. Разделение субсидии на две составляющие используется в следующих субъектах РФ: Башкортостан, Коми, Чувашия, Астраханская, Иркутская, Магаданская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и Тюменская области, (Клишина М. Некоторые особенности финансового обеспечения выполнения задания учредителя для автономного учреждения // Бюджет. 2008. № 12. С. 46–49).

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету

29.03.2013
«Главбух»

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.). В состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения (п. 138 Инструкции № 157н).

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики (п. 134 Инструкции № 157н).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего - 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением - 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего - 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

1) услуги связи - 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего - 900 000 руб.

В том числе:

На электроэнергию - 400 000 руб.

На тепловую энергию - 300 000 руб.

На водопотребление и водоотведение - 200 000 руб.

Транспортный налог - 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 - 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 - 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. - 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль - нормам главы 25Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 17, 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормами пункта 1 статьи 272. Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Данная статья подготовлена нашими коллегами из журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.
Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:
  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.
К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:
  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).
Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы - распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.
К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы - распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения - пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 - 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 - 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 - 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).
И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование - в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева , эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Нововведением в бухгалтерском учете бюджетных учреждений с 2011 г. стало формирование себестоимости выпуска готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг бюджетными учреждениями. Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция 157н) для учета затрат по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг введен новый отдельный счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", который включает счета для учета различных элементов себестоимости продукции, работ, услуг.

До этого согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н"), расходы в части ведения основной деятельности учреждения (оказание государственных услуг) относились на счет 1 401 01 200 "Расходы учреждения" по соответствующим счетам аналитического учета (коду операций сектора государственного управления (КОСГУ)). Списание произведенных расходов отражалось в конце финансового года заключительными оборотами в дебет счета 1 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 01 200 "Расходы учреждения".

В части оказания платных услуг, оказываемых сверх установленного государственного задания, расходы, увеличивающие стоимость продукции, работ (услуг), учитывались на счете 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" без конкретизации по КОСГУ. Списание произведенных расходов по выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции, переданным в соответствии с заключенными договорами заказчику, отражалось по дебету счета 2 401 01 130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счетов 2 105 07 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции", 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)".

Расходы по приносящей доход деятельности, не увеличивающие стоимость продукции, работ (услуг), учитывались на счете 2 401 01 200 "Расходы учреждения по приносящей доход деятельности" (произведенные за счет целевых средств, пожертвований, прибыли учреждения). В конце финансового года списание произведенных расходов отражалось заключительными оборотами в дебет счета 2 401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 01 200 "Расходы учреждения".

По сути, применялся котловой метод учета затрат, когда все затраты, понесенные в рамках бюджетной деятельности, учитывались на счете 1 401 01 200 "Расходы учреждения", по приносящей доход деятельности - на счете 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" без распределения по видам продукции, товаров, работ (услуг). Себестоимость единицы продукции не определялась.

Котловой или простой метод в основном применяется при производстве однородной продукции или ограниченного числа видов продукции при отсутствии незавершенного производства. Если производство не предусматривает этапов или стадий изготовления, а в конце отчетного периода не остается недоработок, то и незавершенного производства не возникает.

Определение незавершенного производства для целей бухгалтерского учета дано в п. 63 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, согласно которому к незавершенному производству относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки.

Применение простого метода не позволяло найти возможности снижения затрат, регулировать и контролировать расходы, что особенно необходимо в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления.

С введением в действие Инструкции N 157н учреждениям предложена методология учета формирования себестоимости выпуска готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг бюджетными учреждениями, согласно которой для формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются следующие группы счетов:

0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";

0 109 70 000 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";

0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы";

0 109 90 000 "Издержки обращения".

Каждый счет, согласно Указаниям по применению бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, имеет аналитические счета для учета расходов по видам затрат, т.е. по кодам подстатей расходов КОСГУ в 24 - 26-м разрядах номера счета. Данная группа детализирована статьями 210 - 260, 290 КОСГУ, в рамках которых группируются операции, относящиеся к расходам.

Группа счетов 0 109 00 000 используется для формирования себестоимости выпуска готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг бюджетными учреждениями как в рамках выполнения государственного задания, так и для приносящей доход деятельности. Различие будет в 18-м разряде номера счета 0 109 00 000 - коде финансового обеспечения.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения рабочего плана счетов бюджетными учреждениями согласно Инструкции N 157н применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

2 - приносящая доход деятельность;

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

Для основных видов финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, например спортивной направленности, используются следующие коды:

2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

4 - субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;

5 - субсидии на иные цели (целевые субсидии), на капитальный ремонт, на приобретение оборудования;

6 - бюджетные инвестиции.

Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг группируются по видам расходов и учитываются в зависимости от содержания хозяйственной операции на счетах, приведенных в табл. 1.

Таблица 1

Счета учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг

Виды затрат

по подстатьям

Счета учета затрат

"Себестоимость

продукции,

работ, услуг"

"Накладные

производства

продукции,

"Общехозяйственные

"Издержки

обращения"

на заработную

на прочие

на начисление

и выплаты по

оплате труда

Затраты на

услуги связи

Затраты на

транспортные

Затраты на

коммунальные

на арендную

на работы,

имущества

на прочие

работы, услуги

Амортизация

основных

средств и

нематериальных

Расходование

материальных

Прочие затраты

Оказание образовательных услуг спортивной направленности государственным бюджетным образовательным учреждением производится на основании заключенных договоров об оказании образовательных услуг спортивной направленности. Заключаемые договоры разделяются на два вида:

Для детей несовершеннолетнего возраста - до 14 лет;

Для детей несовершеннолетнего возраста - от 14 до 18 лет.

Договоры об оказании услуг заключаются между учреждением, в лице руководителя, законным представителем несовершеннолетнего ученика - заказчиком и несовершеннолетним учеником. Предметом договора является зачисление на обучение ученика по заявлению заказчика и оказание услуги по физическому воспитанию в избранном виде спорта.

Согласно договору на оказание образовательных услуг спортивной направленности не предполагается выделение стадий, предусмотренных образовательным процессом. Таким образом, при оказании образовательных услуг спортивной направленности количество видов услуг ограничено, остатки незавершенного производства не определяются и возможно применение простого метода учета затрат.

В п. 134 Инструкции N 157н предусмотрено, что при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам. Словом, при соблюдении условий оказания единственного вида услуг возможно применение простого метода учета затрат.

Согласно п. 134 Инструкции N 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные, что тоже является нововведением в бухгалтерском учете.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг, относятся к прямым затратам.

Прямые затраты - это затраты, которые могут быть прямо и непосредственно отнесены на себестоимость изготовления единицы конкретного вида производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Для учета прямых затрат предназначен счет 0 109 60 000 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг".

Обособление прямых затрат зависит от особенностей организации изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, техники и технологии. Так, государственные бюджетные учреждения дополнительного образования спортивной направленности в своей основной деятельности - выполнении государственного (муниципального) задания - оказывают услуги по предоставлению дополнительного образования спортивной направленности (по этапам подготовки), и прямые затраты по видам государственных услуг будут учитываться на счете 4 109 60 000 "Себестоимость оказываемых услуг по выполнению государственного задания". По приносящей доход деятельности прямые затраты будут учитываться на счете 2 109 60 000 "Себестоимость оказываемых услуг по приносящей доход деятельности".

Накладные расходы, которые связаны с производством различных видов продукции, работ, услуг, но не могут быть непосредственно отнесены к затратам на производство отдельного вида продукции, выполнение работы, оказание услуги, распределяются между ними пропорционально выбранной базе распределения.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур. Способ распределения накладных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике учреждения.

Распределение накладных расходов производится пропорционально одним из следующих способов:

Прямым затратам по оплате труда;

Материальным затратам;

Иным прямым затратам;

Объему выручки от реализации;

Иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Распределение затрат также может зависеть от вида деятельности организации, технологии производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции.

Для учета накладных расходов предусмотрен счет 0 109 70 000:

4 109 70 000 - для учета накладных расходов при формировании себестоимости государственных услуг;

2 109 70 000 - для учета накладных расходов по приносящей доход деятельности.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от вида деятельности), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования).

Новым в бухгалтерском учете бюджетных учреждений стало также введение счета 0 109 80 000 "Общехозяйственные расходы", который предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом.

На этом счете могут отражаться следующие расходы:

Административно-управленческие расходы;

Амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

Арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

Расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг;

Другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

К нераспределяемым относятся расходы, которые не формируют себестоимость готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг (например, произведенные за счет средств нераспределенной прибыли учреждения, безвозмездные пожертвования и т.п.).

Нововведением в бухгалтерском учете также стало введение счета 0 109 90 000 "Издержки обращения". На нем учитываются затраты, произведенные учреждением в результате реализации и продвижения товаров.

Согласно ведомственному перечню государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями г. Москвы, находящимися в ведении Департамента физической культуры и спорта, для каждого учреждения определяются виды государственных услуг (работ) и утверждается государственное задание на следующий учебный год (с сентября текущего по август следующего). Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ учреждение получает государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг.

Например, на 2012 г. детско-юношеской спортивной школе было утверждено государственное задание на оказание государственных услуг по предоставлению дополнительного образования спортивной направленности по видам спорта: хоккей, фигурное катание, плавание, синхронное плавание, настольный теннис со следующими показателями объема (табл. 2).

Таблица 2

Государственные услуги и объемы государственного задания детско-юношеской спортивной школе на 2011 - 2012 учебный год

Услуги по предоставлению дополнительного

образования спортивной направленности

(по этапам подготовки)

Вид спорта

Показатели

Спортивно-оздоровительный этап подготовки

Этап начальной подготовки

Фигурное катание

Плавание

Синхронное плавание

Настольный теннис

Учебно-тренировочный этап подготовки

Фигурное катание

Плавание

Синхронное плавание

Этап спортивного совершенствования

Синхронное плавание

Этап высшего спортивного мастерства

Синхронное плавание

Итого по этапам подготовки:

спортивно-оздоровительный этап подготовки

этап начальной подготовки

учебно-тренировочный этап подготовки

этап спортивного совершенствования

этап высшего спортивного мастерства

По услугам, оказываемым в рамках выполнения государственного задания, в 18-м разряде счета 0 109 00 000 "Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг" нужно поставить код вида финансового обеспечения - 4 (субсидии на выполнение государственного задания).

Для формирования себестоимости государственных услуг по предоставлению дополнительного образования спортивной направленности (по этапам подготовки) необходимо установить в 23-м разряде дополнительные аналитические коды видов синтетического счета 4 109 60 000:

4 109 61 000 - услуги на спортивно-оздоровительном этапе подготовки;

4 109 62 000 - услуги на начальном этапе подготовки;

4 109 63 000 - услуги на учебно-тренировочном этапе подготовки;

4 109 64 000 - услуги на этапе спортивного совершенствования;

4 109 65 000 - услуги на этапе высшего спортивного мастерства.

К счетам 4 109 70 000 "Накладные расходы оказанных государственных услуг" и 4 109 80 000 "Общехозяйственные расходы оказанных государственных услуг" нет необходимости устанавливать аналитические коды видов услуг, поскольку они распределяются по принятому и утвержденному учреждением в учетной политике способу распределения.

В учреждениях, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта г. Москвы, принята база распределения пропорционально прямым затратам по оплате труда основного персонала - тренерско-преподавательского состава.

Таким образом, непосредственно в дебет счетов себестоимости продукции, работ, услуг 4 109 61 000, 4 109 62 000, 4 109 63 000, 4 109 64 000, 4 109 65 000 "Себестоимость оказанных государственных услуг" будут относиться затраты по оплате труда тренерско-преподавательского состава (в части должностных окладов).

Заработная плата тренера-преподавателя устанавливается на учебный год в тарификации, которая рассчитывается путем произведения тарифной ставки оклада тренера-преподавателя, количества спортсменов-учащихся по этапам подготовки и коэффициента, установленного для спортсмена определенного этапа подготовки.

Нужно отметить, что зачастую один тренер-преподаватель занимается с группами учащихся разных этапов подготовки, и тогда могут возникать трудности в правильном отнесении сумм на себестоимость различных видов услуг. Из расчета базы распределения необходимо исключить выплаты в пользу сотрудников, которые рассчитываются на основе среднего заработка и выплаты стимулирующего характера (так как нельзя определить, за оказание какого вида услуги стимулирующие выплаты были произведены). Эти выплаты основному персоналу (тренерам-преподавателям) в бухгалтерском учете будут учитываться по дебету счета 4 109 70 211 "Накладные расходы оказанных государственных услуг" и распределяться в общем порядке согласно принятой базе.

Чтобы база распределения была наиболее точной, необходимо разбивать должностной оклад на составляющие по работе с группами разных этапов подготовки.

Пример. Тренер И.И. Петров занимается с учащимися двух этапов подготовки:

Группа начальной подготовки (ГНП) - 25 чел.;

Учебно-тренировочная группа (УТГ) - 22 чел.

Ставка в месяц по 14-му разряду единой тарифной сетки - 22 952,16 руб. За январь 2012 г. ему была начислена заработная плата - 45 904,32 руб., в том числе:

За обучение ГНП - 22 952,16 x 25 x 3,6% = 20 656,94 руб.;

За обучение УТГ - 22 952,16 x 22 x 5,0% = 25 247,38 руб.

Тогда суммы начисленной заработной платы бухгалтер отнесет на счета формирования затрат с кредита счета 4 302 11 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате" следующим образом:

Д-т сч. 4 109 62 211 "Себестоимость оказанных государственных услуг ГНП" - 20 656,94 руб.;

Д-т сч. 4 109 63 211 "Себестоимость оказанных государственных услуг УТГ" - 25 247,38 руб.

Исходя из окладов основного персонала, ежемесячно определяется база распределения для накладных и общехозяйственных расходов учреждения. Расчет базы распределения расходов за январь 2012 г. приведен в табл. 3.

Таблица 3

Расчет базы распределения накладных и общехозяйственных расходов по заработной плате тренеров-преподавателей по оказываемым государственным услугам детско-юношеской спортивной школе за январь 2012 г.

Вид услуги (этап подготовки)

Сумма, руб.

Коэффициент

распределения

Спортивно-оздоровительный этап (СОГ)

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

Группы спортивного совершенствования (ГСС)

Группы высшего спортивного мастерства (ВСМ)

Пунктом 135 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что общехозяйственные расходы, согласно утвержденной учетной политике, распределяются на себестоимость оказанных услуг за отчетный период - месяц.

После произведенного за отчетный месяц расчета заработной платы, на основании которого были определены коэффициенты распределения по накладным и общехозяйственным расходам, в бухгалтерском учете отражаются хозяйственные операции по формированию себестоимости оказанных государственных услуг путем умножения сумм накопленных за отчетный месяц расходов по видам затрат на коэффициент распределения по видам государственных услуг. Пример отражения в хозяйственном учете операций по начислению заработной платы по прямым затратам и распределению накладных и общехозяйственных расходов приведен в табл. 4.

Таблица 4

Операции по формированию себестоимости государственных услуг по затратам на заработную плату за январь 2012 г.

Наименование

операции

Вид услуг

Сумма, руб.

1. Заработная

плата, начисленная

тренерам-

преподавателям

(прямые затраты)

по государственным

услугам (этапам

подготовки)

2. Начислены

накладные расходы

в части заработной

платы (выплаты

тренерам-

преподавателям

стимулирующего

характера и

рассчитанные по

среднему заработку)

3. Начислены

общехозяйственные

расходы в части

заработной платы

(обслуживающему и

административно-

управленческому

персоналу)

4. Распределение

накладных расходов

на себестоимость

государственных

Услуги СОГ,

коэффициент

Услуги ГНП,

коэффициент

Услуги УТГ,

коэффициент

Услуги ГСС,

коэффициент

Услуги ВСМ,

коэффициент

5. Распределение

общехозяйственных

расходов

по заработной плате

на себестоимость

оказанных

государственных

Услуги СОГ,

коэффициент

Услуги ГНП,

коэффициент

Услуги УТГ,

коэффициент

Услуги ГСС,

коэффициент

Услуги ВСМ,

коэффициент

Таким же образом распределяются и другие расходы, которые формируют себестоимость оказываемых услуг. Остатки на конец отчетного месяца по счетам 4 109 70 000 "Накладные расходы оказанных государственных услуг" и 4 109 80 000 "Общехозяйственные расходы оказанных государственных услуг" распределяются по подстатьям затрат в дебет счета 4 109 60 000 "Себестоимость оказанных государственных услуг" по видам оказанных государственных услуг.

Алгоритм формирования себестоимости по приносящей доход деятельности аналогичен тому, который указан по государственным услугам. Для формирования себестоимости по приносящей доход деятельности (платным спортивно-образовательным и физкультурно-оздоровительным услугам) необходимо установить в 23-м разряде дополнительные аналитические коды видов синтетического счета 2 109 60 000. В учетной политике утверждаются виды оказываемых платных услуг, по которым требуется выявление себестоимости, и база распределения накладных и общехозяйственных расходов.

Наиболее приемлемая база распределения по платным спортивно-образовательным и физкультурно-оздоровительным услугам - объем выручки от реализации услуг. Именно эта база позволяет равномерно соотносить расходы, понесенные учреждением, с полученными доходами по приносящей доход деятельности, исключая перекосы вследствие сезонных и иных факторов. Коэффициент распределения рассчитывают исходя из отношения объема выручки от конкретной услуги к общему объему реализованных платных услуг за отчетный период (месяц).

Ежемесячно суммы накопленных затрат по счетам 2 109 70 000 "Накладные расходы по оказанным платным услугам" и 2 109 80 000 "Общехозяйственные расходы по оказанным платным услугам" распределяют по видам оказанных платных услуг в дебет счета 2 109 60 000 "Себестоимость оказанных платных услуг". Непосредственно в дебет счета 2 109 60 000 учреждение будет относить только те затраты, которые связаны с данным видом платной услуги.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н: Приказ Минфина России от 30.12.2009 N 152н.

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

4. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

5. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

7. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н.