Весна. Летят журавли

Рисование на тему: Весна для младших школьников с 3 класса

Весна. Летят журавли. Поэтапное рисование.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание материала: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне успешно могут справится с данной работой. Данный мастер-класс может использоваться на занятиях по рисованию, в кружковой работе, для украшения интерьера и как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, так же в качестве подарка.
Поэтапное рисование - поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Работа выполняется без предварительного рисунка.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Летят журавли.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
формирование умения создавать объем изображаемого объекта с помощью живописных средств
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, наблюдательности, умению анализировать форму изображаемых предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к животному миру родного края, развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Рисуем карандашом солнечный диск. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце),желто-белый, бледно голубой, голубой, светло синий.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Начинаем прорисовку птиц. Тонкой кистью – белым цветом намечаем контур туловища и голову.


Прорисовываем шею журавля.


Намечаем контур хвоста.


Заполняем хвост цветом.


Рисуем клюв и "шапочку" на голове птицы.


Прорисовываем темные пятна на голове и шее птицы.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы.




Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем перышки на хвосте птицы.


Слегка размываем контуры перышек по нижнему краю, создавая эффект теней.


Намечаем изгиб будущих крыльев и их контуры.


Выполняем цветом основные массы крыльев.


Прорисовываем серым цветом крупные перья по краю крыльев.




Делим серую часть крыльев на крупные перья.


Легкими белыми мазками намечаем свет на крупных серых перьях.


Коричневым цветом прорисовываем ноги птицы.


Прорисовываем пальчики.


Легкими белыми мазками намечаем свет на лапках птицы.


Далее, рисуем второго журавля. Тонкой кистью – белым цветом, намечаем контур туловища, голову и шею.


Прорисовываем хвост и основной объем крыла.


Рисуем "шапочку" на голове птицы и темные пятна на голове и шее птицы.


Прорисовываем клюв.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы, прорисовываем перышки.


Слегка размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем мелкие перышки по основанию крыльев.


Серым цветом прорисовываем крупные перья по краю крыльев.


Рисуем второе крыло.


Делим серую часть крыльев на крупные перья, черным цветом.


Прорисовываем лапки птицы и намечаем серым цветом брюшко третьего журавля.


Рисуем силуэт крыльев. Третьего журавля мы выполняем силуэтом без мелких деталей.


Намечаем хвост.


Рисуем шею и голову птицы.


Прорисовываем ноги журавля.

Ст. читает Н. Першин

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полно, степь моя, спать беспробудно"

Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал - и тепло и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Там уж лето... ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

ПЕРШИН Николай Федорович - артист эстрады, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1956). На концертной эстраде, по радио перед многочисленными аудиториями рабочих, студентов, солдат, школьников вот уже более четверти века выступает темпераментный, звонкоголосый чтец Н. Першин, один из самых неутомимых энтузиастов живого, звучащего слова.Репертуар Н. Першина можно назвать обширным: бессмертные творения Толстого, Тургенева, Достоевского, отрывки из произведений М. Шолохова, А. Фадеева и других советских писателей составляют богатство творческой программы артиста. Вдумчиво и убедительно читает Н. Першин художественную прозу. Но гораздо ярче, с подлинным подъемом и, я бы сказал, с неиссякаемым молодым задором исполняет он стихи и поэмы.Ещё в 1927 году, окрыленный советской действительностью, юный Н. Першин увлеченно читает с эстрады В. Маяковского, Н. Асеева, В. Каменского, В. Луговского, А. Безыменского, А. Жарова. И. Уткина.Мажорная по своей природе, светлая и энергичная манера чтения, отличающаяся демократичностью и простотой, приносит артисту успех.В годы Великой Отечественной войны Н. Першин исполняет фронтовые стихи, отрывки из поэм Н. Тихонова, А. Твардовского, П. Антокольского, К. Симонова, А. Суркова, С. Михалкова, А. Прокофьева. В послевоенный период репертуар чтеца пополняется лирикой А. Недогонова, Сергея Смирнова, Р. Гамзатова, О. Берггольц.И к чести Н. Першина надо сказать: на протяжении всей своей концертной деятельности он неотступно, с отличным чувством отбора читал и читает С. Есенина, взволнованно и бережно донося до аудитории самое важное в творчестве этого удивительного поэта - его грустную, нежную душу и самозабвенную любовь и русской землеНиколая Федоровича Першина, которому недавно присвоено почетное звание заслуженного артиста республики, по праву следует отнести к числу искренних, умелых пропагандистов советской поэзии.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
"Полюбуйся: весна наступает"

Полюбуйся, весна наступает
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

Полюбуйся, весна наступает!

(праздник для 1-2 классов)

Цель: расширить знания обучающихся о состоянии природной среды весной,

Развивать научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практическо-деятельностное отношение детей к окружающей среде.

Ведущий 1. Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Ведущий 2 . Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю потому, что не может жить без запаха листьев, без звонкой песни ручейка, без синей мохнатой головки василька в поле.

Земля нас окружила

Дивной красотой.

Земля нам подарила

Воздух степной и лесной,

Берег крутой с быстрой рекой,

Синее небо над головой.

Ведущий 1. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Но Весна – это время пробуждения природы от зимнего сна.

Полна чудес могучая природа,

И хороша она в любое время года.

Приближается весна,

Солнце светит ярко,

И бегут ручьи, звеня,

Дарят нам подарки.

Солнце встало высоко

Светит словно с кручи.

И плывут куда-то вдаль

Дымчатые тучи.

На экране воспроизводятся картины с изображениями ранней весны, фоном звучит музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского «Март».

Ведущий 1 . Солнце все выше и выше,

Все меньше и меньше мороз.

Начало капать с крыши,

Ветер холод унёс.

Ведущий 2 . Воздух сладок и тягуч,

Словно мед столетний.

И прохладный чистый ключ

Ивам моет ветви.

И звучит он по корням

С развесёлым смехом,

За собою вдаль маня

Туда, где вторит эхо.

Ведущий 1. Солнце, словно янтарь, засияло

Вновь укутало землю теплом,

Из-под снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

Легким шагом, пройдя по тропинкам,

К лесу мрачному вышла Весна,

И своею зелёной косынкой

Все деревья покрыла она.

Ведущий 2 . На ветвях, где снежинки лежали,

Изумрудом блеснула листва.

А внизу на земле появилась

Молодая трава-мурава.

Все вокруг так красиво, так звонко,

Ветерок нам поёт допоздна

А в тени под сосною тихонько

Облегченно вздыхает Весна.

Выходит Старик-годовик.

Старик-годовик . Здравствуйте, ребята. Я – Старик-годовик. Недавно прошёлся я по весеннему лесу, и вот какие разговоры услышал.

Появляются мальчик и девочка в костюмах вербы и дуба.

Верба. Послушай, Дубочек. Я проснулась и не понимаю – сейчас весна?

Дуб. Конечно, Вербочка, весна. Ранняя, но весна.

Верба . А почему же ты стоишь в желтых листьях, как осенью?

Дуб . Ты ещё махонькая и потому не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Сброшу я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весну тоже не пропущу.

Выходят девочки в костюмах бабочки-крапивницы и мухи.

Крапивница. Пусти, муха, пусти бессовестная. Тут на брёвнышке мое место, я сама хочу на солнышке греться!

Муха . Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

Муха. Ну и лети к себе в крапиву!

Крапивница . Где крапива, когда ещё снег кругом?

Муха . А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, мое тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.

Крапивница. И я спала в щёлочке под окошком. Ты с какой стороны?

Муха. С левой.

Крапивница. А я с правой! Я тоже здешняя!

Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе и на весеннем солнышке погреемся.

Появляются мальчики в костюмах филина и зяблика.

Филин . Сиди, не бойся. Я тебя, зяблик, не трону, я тебя спросить хочу.

Зяблик. О чем, филин?

Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пение, и жаворонков, и тебя.

Зяблик . А что – у меня песенка хорошая!

Филин . Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

Зяблик . А какая у тебя песенка.

Филин . Замечательная! Вот послушай: пу-гу, пу-гу, пу-гу, пу-гу! Стой, куда ты? И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?

Старик-годовик . Не огорчайся, филин, и твоя песенка хорошая. Она тоже о весне говорит. Да! Весна – время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время новых прилётных птиц, их хлопот и песен.

Звучит музыка «Песни и пляски птиц» из оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Появляются двое ребят со скворечниками.

1-й. Весна идет с капелями,

Ручьи журчат.

« Встречайте, прилетели мы!» -

Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой смешной.

В ладони мы захлопали

«А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обиженно:

«У вас-то дом,

А мы себе и хижины

Не найдем!»

2-й. Кричим ему уверенно:

« Дружок-скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец.

Его вчера повесили

Мы в школьный сад

Тебе в нем будет весело,

Ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином –

Твой дом не плох!»

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло!

Появляется мальчик в костюме скворца.

Скворец. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? Разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… скворец!

Из года в год, из века век живу там, где живет человек. Селюсь я с людьми рядом, слежу за его садами и полями, очищаю растения от вредных букашек, поедаю жучков и клопов-черепашек. И поэтому я не просто скворец, а Скворец-молодец.

Старик -годовик . Конечно, молодец! Немало у скворца забот весной. Первая – найти дом, если скворечники не повесили; вторая забота – не прозевать на лошадях да коровах покататься, когда тех в поле выгонят; а третья – от трактора не отставать, когда тот землю пашет. Скворцам забота, а вам загадки:

Где гнездятся скворцы, когда скворечен нет?

Для чего скворцы садятся на лошадей и коров?

Почему скворцы за трактором перелетают?

Ведущий 1 . Пришла весна, пришла красна,

Цветы пестреют в поле,

И неба ширь светла, ясна,

И все живет на воле.

Ручей бежит, бежит, шумит,

И шепчет лес листвою;

От птичьих песен лес звенит

Как хорошо весною!

Старик-годовик . Апрель – замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы: белые звёздочки ветреницы, розовые кустики волчьего лыка, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные красно-сине-фиолетовые стебельки медуницы. Чуть зазеленела берёзка, у черёмухи наливаются бутоны. В апреле выходит из берлоги медведь, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы. Но особенно хороши песни жаворонка.

Ведущий 2 . Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Старик-годовик. Весна вступила в свои права, в воздухе веет тёплый ласковый ветерок. Вот и май – месяц расцвета земли, зелёного шума и первых гроз. В конце мая весна дарит свой самый лучший праздник – бело-розовое душистое море цветущих яблонь, вишен, груш, черёмух.

А в лесу начинается настоящий праздник. Засвистал, защёлкал в кустах соловей. В каждой луже заурчали и заквакали лягушки. Майские жуки с гудением носятся между ветвями. Звонко кукует кукушка…

Ведущий 1 . Пришёл сегодня день чудес

Пришёл он не напрасно.

В лесной глуши раздался треск,

И ожил день ненастный.

И лес проснулся на заре,

Очнулся от печали,

Прислушайтесь: в лесной тиши

Вдруг птицы зазвучали.

Поют лесные песни:

«Весна идёт, весна идёт,

И нет её чудесней».

Ведущий 2 . В добрый час, Весна тебе,

Расплескайся по земле

Ты весёлыми ручьями,

Солнца добрыми лучами!

Исполняется «Весенняя песенка» сл. И.Белоусова, муз. Ц.Кюи