Звук и буква м занятие в старшей группе. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М"
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
Анализа и синтеза слова «мама»;
Находить заданный звук в словах,
Дифференцировать твердость и мягкость звука,
Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
Слуховую память, внимание, восприятие;
Умение концентрировать внимание;
Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
Речевое дыхание.
Определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
Умение работать в микрогруппах, группах;
Желание помогать друг другу;
Интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки
Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Оборудование:
Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
6 конвертов с одной частью от целой картины;
Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- «волшебные» бусины;
Мешочки с ароматом лимона и пихты;
Кассы букв;
Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
Корзинка для фишек;
Фишки для рефлексии;
Малиновое варенье.
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.
Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».
Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
III. Сообщение темы НОД.
Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:
Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «М» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?
Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «Мь» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?
V. Игра №2. «Поэты»
Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
МО ЭСКИМО
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ – топ – топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:
Пей чай с моя мёдом.
Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
IX. Аромотерапия.
Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.
Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
Б) Манипуляции с буквами.
Как кричала Маша? «Ам – ам».
Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.
Как кричал Крокодил? «Мама».
Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».
Сколько слогов в лове МАМА?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Бусинкой круги катаю,
Взад- вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).
От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!
Список литературы и адреса интернет-ресурсов:
1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская
«Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина
«33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
«Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина
«Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html
Разработала учитель - логопед Казакова Е. В.
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком М; научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»).
Коррекционно-развивающие: закреплять понятие о месте звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать фонематические процессы.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь
взрослого.
Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М, куклы Маша и Марина.
Ход занятия
- Организационный момент.
Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша.
(логопед заносит куклу Машу и просит воспитанников повторить её имя.)
- Основная часть.
Логопед : Давайте прочитаем стихотворение про Машу.
Развитие мелкой моторики. «Варежка».
Маша варежку надела,
«Надевают».
Ой, куда я пальчик дела?
Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.
Нету пальчика — пропал,
Загибают и большой пальчик.
В свой домишко не попал!
Показывают «домик».
Маша варежку сняла,
«Снимают».
Поглядите-ка, нашла!
Пальцы сжаты в кулак, кроме большого
Логопед : Собралась Маша идти с подружкой в цирк. Подошла к зеркалу и начала прихорашиваться.
Массаж лица . (Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание)
Развитие мимических лиц.
Логопед: Посмотрела Маша на себя в зеркало «Ой, хороша!», и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что чуть не забыла их. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Улыбнулась, маша и пошла в цирк с подружкой.
Вцирке было много интересного, особенно им понравилось «Королевство кривых зеркал».
Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.
— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.
— «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.
— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...
— «Хомяк». Надувание обеих щек.
Логопед: Вышла, маша на улицу, а там снежинки с неба падают. Начала они их с себя сдувать. Как сдувала снежинки Маша?
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Сдуй снежинку».
Логопед : Но вдруг, Маша вспомнила, что она была не одна, а с подружкой.
Искала Маша ее, но не нашла. Давайте поможем Маше найти подружку.
Чтоб нам найти подружку Маши, нужно имя ее отгадать. У Машиной подружки имя начинается на тот же звук, что и у Маши.
Какой первый звук в имени «Маша»?
Воспитанники: Звук [м].
Логопед: Давайте подумаем, какие женские имена начинаются на звук [м].
Воспитанники подбирают имена.
Логопед: Маша, может твою подругу, зовут Марина?
Логопед: Глаза Маши засветились радостью, так и есть Марина.
Логопед заносит ещё одну куклу Марину.
Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звук [м].
Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение звука М с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом индивидуально каждого ребенка и всех:
Логопед: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук М — это согласный звук.
Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М. Горлышко «звенит». Звук [М] — звонкий. (Повторение характеристики звука несколькими детьми)
Значит звук [м] какой? Дайте полную характеристику звуку.
Воспитанники : Звук М — согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
Логопед : Рады Маша с Мариной, что снова встретились, хлопают в ладоши и произносят [мммммммм] (радостно).
Логопед: Порадуйся вместе с ними, произнеси звук [М]
А теперь поиграем в игру с куклами «Поймай звук» [М]
Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны будете хлопнуть в ладоши «поймать» звук [М].
Игра «Поймай звук».
Логопед: Звук М живет в домике буквы М.
Буква М такая же дружная, как и наши гости, Маша и Марина.
Логопед выставляет букву М и читает:
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я —
А между тем
Получилась буква М.
Логопед: Маша и Марина любят играть в мячик, давайте и мы поиграем в игру с мячиком «1, 2, 3 мячик лови за мной повтори»
Повторение слоговых рядов.
Логопед : У Маши и Марины много игрушек, но когда они с ними играли, то игрушки оказались под песком. Сейчас я попробую отыскать что - нибудь.
Логопед находит в песке изображение шапки.
Логопед: Посмотрите, что я нашла?
Дети: Шапка.
Давайте все вместе покажем и расскажем, какая это шапка.
Физкультминутка. «Шапка».
Шапка шерстяная,
Наверху помпон.
Изображают шапку и помпон
И пушистый он.
«Круглый мячик».
Есть еще у шапки
Отворот цветной,
Показывают отворот «ушей» у шапки.
В этой шапке можно
Бегать зимой.
Бегут.
Бабушка вязала
Шапку не спеша,
«Вяжут спицами».
Шапка шерстяная
Вышла хороша.
Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.
Логопед: Но у девочек еще много осталось игрушек в песке. Помоги им отыскать остальные игрушки.
Дети находят игрушки со звуком [М]
Мак, машина, замок, дом, мыло, монета, морковь, альбом.
Логопед: Определите место звука [м] в словах.
Дети определяют местонахождение звука [м] в словах.
Логопед: Маша и Марина любят фантазировать. Составьте предложения с этими игрушками.
Воспитанники составляют предложения с этими словами.
Логопед: А теперь, давайте расставим игрушки по полкам. Где 1 слог на 1 полку, 2 слога на 2 полку.
Дети делят слова на слоги и раскладывают на полки.
Логопед: Давайте все вместе, дружно вместе с Машей и Мариной повторим слова этого стихотворения и выполним движения.
Закрепление звука М в тексте.
Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим
Логопед: пора нашим гостям возвращаться домой. И чтоб они не заблудились, давай проложим им звуковую дорожку.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.
По следам анализа дети выкладывают схему.
Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков?
(Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ?
Логопед: Теперь наши гости благополучно доберутся домой.
3 . Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Дайте полную характеристику этому звуку. Назовите слова со звуком [м].
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»
город Лянтор Сургутский район ХМАО-Югра Тюменская область
Учитель-логопед Долгова Елена Валерьевна
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
«Машин день»
Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М», понятием «слог». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.
Ход занятия:
1 . Ребята, вы любите интересные истории? Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась и пошла делать зарядку.
(под музыку дети маршируют, потягиваются)
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам. (Улыбк а с сомкнутыми губами).
б) Посмотрите-ка, ребятки, как играют зубки в прятки. (Упр. Шторка )
в) Вдох короткий через рот, выдохнем наоборот:
Воздух через нос выходит, очень длительно проходит.
3. Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Сначала в комнате было тихо. Маша прислушалась… Что она могла услышать? Дававйте и мы послушаем.
Д/и «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)
(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») - фонограммы
Маша улыбнулась - значит сегодня я играю и дружу со звуком «м». Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она поцеловала маму в щёку и сказала: «Ты в моей игре, мама, самая главная, потому что у тебя сразу два звука «м». Мама улыбнулась Маше, она любила принимать участие в играх своей дочки.
Маша вышла в сад. (дети под музыку поскоками отправляются в сад)
В саду росло много цветов, но она хотела нарвать букет цветов со звуком «м».
На клумбе росли цветы: астры, ирисы, маки, пионы. - картинки
Какие цветы Маша сорвала? Почему? (ответы детей)
Маша вернулась на кухню с букетом маков. Поставила их в воду. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
Почему так сказала Маша? (ответы детей)
Маша съела весь завтрак и поблагодарила маму. Девочка пошла в огород.
(дети под музыку поскоками отправляются в огород)
Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. - картинки РР (с5, 17)
4. Д/и «Какой первый звук в этих словах?» (на звуковой анализ)
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежат макароны и мясо .
Маша поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.
Что общего со звучанием слов макароны, мясо? (звук М в начале слова).
Когда обед был готов, приехал папа. Папа сказал: пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю.
Ехал я полем, и увидел вот кого со звуком М.
Серенькие, маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? (мышки ).
Маша подумала и отгадала.
А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
Бьют его, а он не плачет
А все время только скачет. (мяч)
Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети, любите играть с мячом?
5. Физпауза. Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)
После обеда папа уехал на работу, а Маша и мама остались дома. Мама села вязать, а Маша взяла книгу с картинками. Она искала картинки со звуком «м».
6. Д/и «Найди картинку со звуком «м». (4 лишний) - на звуковой анализ
Вдруг, Маша задумалась - почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово, зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово. Часть слова называется слогом.
Маше захотелось поиграть со словами и поделить их на слоги.
Давайте и мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:
7. Д/и «раздели слова на слоги».
му-ха - прохлопываем,
ма-ши-на - протопываем,
мор-ковь - пропрыгиваем.
Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о словах со звуком «м», которые она искала целый день. Папа поинтересовался, что же эти предметы делали.
8. Д/и «Подбери слово-действие» (на расширение глагольной лексики)
Муха - летала, жужжала, надоела…
Машина - ехала, останавливалась, везла…
Морковь - росла, зеленела…
Макароны - лежали, варились, жарились…
9. Знакомство с буквой.
Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».
Буквы Л я две поставил
Букву новую составил.
И теперь скажу я всем
Эта буква - буква «М».
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Дети выкладывают букву из счетных палочек, на обучающей дощечке, выкладывают из мозаики (развитие зрительно-моторной координации).
10. Итог занятия.
Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м"]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: "Звуки [м, м"]. Буква М".
Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м"].
2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.
3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".
Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.
Ход занятия:
1. Орг.момент.
Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.
2. Знакомство со звуком [м].
Отгадайте загадку:
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем детям молоко даёт.
(корова)
Как мычит корова? (м-м-м)
Когда мы произносим звук [м]:
- губы сомкнуты без напряжения;
- воздух выходит через нос;
- горлышко работает, дрожит, звенит.
Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду ("заборчик"). Этот звук согласный, твердый (губы "сердитые"), звонкий (горлышко звенит).
Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).
3. Игра "Поймай звук [м]".
4. Игра "Запомни - повтори"
МА-МО-МЫ
МО-МЫ-МА
МЫ-МА-МО
МУ-МЫ-МА
МЫ-МА-МО
МА-МУ-МЫ
5. Знакомство со звуком [м"].
У коровы есть маленький.... (телёнок).
Он мычит: "Мь-мь-мь".
(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)
6. Физминутка.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки поднимаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведём
И побежим потом.
7. Произношение звуков [м, м"] в словах.
Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.
Слова произносятся логопедом без звуков [м, м"]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина)... т.д.
8. Развитие памяти и внимания.
Поиграем в игру "Кто больше запомнит?"
Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.
9. Восстановление деформированного текста.
Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:
"Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина."
10. Разучивание скороговорки:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
11. Знакомство с буквой М.
Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.
Взялись за руки друзья.
И сказали: "Ты да я - это мы!"
А между тем получилась буква М.
Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов (ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.
12. Итог занятия.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет грибы.
1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:
Гном, дом, альбом.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.
Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.
А какие еще звуки вы уже знаете?
Какие они?
Почему их называют гласными?
Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:
Дом, малина, мак, гном, муха.
4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
5. Знакомство с буквой «М»
Работа в тетрадях Коноваленко.
Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.
6. Упражнение «Сосчитай и назови»
Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ИМ АМ УМ
Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
7. Упражнение «Сложи из кубиков»
Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.
8. Чтение слогов в тетрадях.
Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».
9. Игра «Один – много»
Гриб – грибы, лисичка - лисички
Мухомор – мухоморы, опенок – опята,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «М».
11. Игра «Четвертый лишний»
Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Мухомор, опенок, лисичка, боровик;
Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;
Лисичка, малина, поганка, волнушка.
12. Выкладывание буквы «М» из палочек.
Сколько вам понадобилось палочек?
13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.
III. Итог занятия, оценка детей.
Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Что понравилось больше всего?
Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.