Звук и буква м занятие в старшей группе. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М"

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

- определятьпозицию звука в слове;

Анализа и синтеза слова «мама»;

Находить заданный звук в словах,

Дифференцировать твердость и мягкость звука,

Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

Слуховую память, внимание, восприятие;

Умение концентрировать внимание;

Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Речевое дыхание.

Определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

Умение работать в микрогруппах, группах;

Желание помогать друг другу;

Интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

6 конвертов с одной частью от целой картины;

Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- «волшебные» бусины;

Мешочки с ароматом лимона и пихты;

Кассы букв;

Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

Корзинка для фишек;

Фишки для рефлексии;

Малиновое варенье.

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «М» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

Звук «Мь» - твердый или мягкий?

Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма - ма – скоро к нам придет зима

му – му - му – молока кому

МО ЭСКИМО

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

Пей чай с моя мёдом.

Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.


Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б) Манипуляции с буквами.

Как кричала Маша? «Ам – ам».

Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

Как кричал Крокодил? «Мама».

Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

Сколько слогов в лове МАМА?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html

Разработала учитель - логопед Казакова Е. В.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком М; научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («согласный звонкий звук»).

Коррекционно-развивающие: закреплять понятие о месте звука в слове; упражнять детей в делении слов на слоги; развивать фонематические процессы.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь

взрослого.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М, куклы Маша и Марина.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам в гости пришла девочка Маша.

(логопед заносит куклу Машу и просит воспитанников повторить её имя.)

  1. Основная часть.

Логопед : Давайте прочитаем стихотворение про Машу.

Развитие мелкой моторики. «Варежка».

Маша варежку надела,

«Надевают».

Ой, куда я пальчик дела?

Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.

Нету пальчика — пропал,

Загибают и большой пальчик.

В свой домишко не попал!

Показывают «домик».

Маша варежку сняла,

«Снимают».

Поглядите-ка, нашла!

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

Логопед : Собралась Маша идти с подружкой в цирк. Подошла к зеркалу и начала прихорашиваться.

Массаж лица . (Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание)

Развитие мимических лиц.

Логопед: Посмотрела Маша на себя в зеркало «Ой, хороша!», и улыбнулась. Вспомнила, что на улице холодно и ей нужны варежки. Испугалась, что чуть не забыла их. Но потом была удивлена, найдя их у себя в кармане пальто. Улыбнулась, маша и пошла в цирк с подружкой.

Вцирке было много интересного, особенно им понравилось «Королевство кривых зеркал».

Развитие артикуляционной моторики.

— «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

— «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

— «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

— «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

— «Хомяк». Надувание обеих щек.

Логопед: Вышла, маша на улицу, а там снежинки с неба падают. Начала они их с себя сдувать. Как сдувала снежинки Маша?

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Сдуй снежинку».

Логопед : Но вдруг, Маша вспомнила, что она была не одна, а с подружкой.

Искала Маша ее, но не нашла. Давайте поможем Маше найти подружку.

Чтоб нам найти подружку Маши, нужно имя ее отгадать. У Машиной подружки имя начинается на тот же звук, что и у Маши.

Какой первый звук в имени «Маша»?

Воспитанники: Звук [м].

Логопед: Давайте подумаем, какие женские имена начинаются на звук [м].

Воспитанники подбирают имена.

Логопед: Маша, может твою подругу, зовут Марина?

Логопед: Глаза Маши засветились радостью, так и есть Марина.

Логопед заносит ещё одну куклу Марину.

Логопед: Сегодня мы с вами будем изучать звук [м].

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука М с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом индивидуально каждого ребенка и всех:

Логопед: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук М — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук М. Горлышко «звенит». Звук [М] — звонкий. (Повторение характеристики звука несколькими детьми)

Значит звук [м] какой? Дайте полную характеристику звуку.

Воспитанники : Звук М — согласный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Логопед : Рады Маша с Мариной, что снова встретились, хлопают в ладоши и произносят [мммммммм] (радостно).

Логопед: Порадуйся вместе с ними, произнеси звук [М]

А теперь поиграем в игру с куклами «Поймай звук» [М]

Логопед: Я буду произносить звуки, а вы должны будете хлопнуть в ладоши «поймать» звук [М].

Игра «Поймай звук».

Логопед: Звук М живет в домике буквы М.

Буква М такая же дружная, как и наши гости, Маша и Марина.

Логопед выставляет букву М и читает:

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я —

А между тем

Получилась буква М.

Логопед: Маша и Марина любят играть в мячик, давайте и мы поиграем в игру с мячиком «1, 2, 3 мячик лови за мной повтори»

Повторение слоговых рядов.

Логопед : У Маши и Марины много игрушек, но когда они с ними играли, то игрушки оказались под песком. Сейчас я попробую отыскать что - нибудь.

Логопед находит в песке изображение шапки.

Логопед: Посмотрите, что я нашла?

Дети: Шапка.

Давайте все вместе покажем и расскажем, какая это шапка.

Физкультминутка. «Шапка».

Шапка шерстяная,

Наверху помпон.

Изображают шапку и помпон

И пушистый он.

«Круглый мячик».

Есть еще у шапки

Отворот цветной,

Показывают отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно

Бегать зимой.

Бегут.

Бабушка вязала

Шапку не спеша,

«Вяжут спицами».

Шапка шерстяная

Вышла хороша.

Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку.

Логопед: Но у девочек еще много осталось игрушек в песке. Помоги им отыскать остальные игрушки.

Дети находят игрушки со звуком [М]

Мак, машина, замок, дом, мыло, монета, морковь, альбом.

Логопед: Определите место звука [м] в словах.

Дети определяют местонахождение звука [м] в словах.

Логопед: Маша и Марина любят фантазировать. Составьте предложения с этими игрушками.

Воспитанники составляют предложения с этими словами.

Логопед: А теперь, давайте расставим игрушки по полкам. Где 1 слог на 1 полку, 2 слога на 2 полку.

Дети делят слова на слоги и раскладывают на полки.

Логопед: Давайте все вместе, дружно вместе с Машей и Мариной повторим слова этого стихотворения и выполним движения.

Закрепление звука М в тексте.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим

Логопед: пора нашим гостям возвращаться домой. И чтоб они не заблудились, давай проложим им звуковую дорожку.

Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов.

По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков?

(Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказало вам правильный ответ?

Логопед: Теперь наши гости благополучно доберутся домой.

3 . Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Дайте полную характеристику этому звуку. Назовите слова со звуком [м].

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»

город Лянтор Сургутский район ХМАО-Югра Тюменская область

Учитель-логопед Долгова Елена Валерьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия

для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

«Машин день»

Цель: Учить детей выделять первый согласный звук в слове. Объяснить понятия твердый и мягкий звук. Познакомить с буквой «М», понятием «слог». Развивать слуховое внимание и восприятие, артикуляторную моторику, зрительно-моторную координацию; формировать навыки звукового анализа, воспитывать навыки сотрудничества.

Ход занятия:

1 . Ребята, вы любите интересные истории? Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась и пошла делать зарядку.

(под музыку дети маршируют, потягиваются)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки - тянут губки прямо к ушкам. (Улыбк а с сомкнутыми губами).

б) Посмотрите-ка, ребятки, как играют зубки в прятки. (Упр. Шторка )

в) Вдох короткий через рот, выдохнем наоборот:

Воздух через нос выходит, очень длительно проходит.

3. Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Сначала в комнате было тихо. Маша прислушалась… Что она могла услышать? Дававйте и мы послушаем.

Д/и «Что ты услышал?» (на слуховое восприятие)

(тиканье часов, капает вода из крана, шум холодильника, льется вода, мяуканье кошки «Мяу-у») - фонограммы

Маша улыбнулась - значит сегодня я играю и дружу со звуком «м». Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Она поцеловала маму в щёку и сказала: «Ты в моей игре, мама, самая главная, потому что у тебя сразу два звука «м». Мама улыбнулась Маше, она любила принимать участие в играх своей дочки.

Маша вышла в сад. (дети под музыку поскоками отправляются в сад)

В саду росло много цветов, но она хотела нарвать букет цветов со звуком «м».

На клумбе росли цветы: астры, ирисы, маки, пионы. - картинки

Какие цветы Маша сорвала? Почему? (ответы детей)

Маша вернулась на кухню с букетом маков. Поставила их в воду. А на столе уже стояла манная каша и молоко . Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».

Почему так сказала Маша? (ответы детей)

Маша съела весь завтрак и поблагодарила маму. Девочка пошла в огород.

(дети под музыку поскоками отправляются в огород)

Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота. - картинки РР (с5, 17)

4. Д/и «Какой первый звук в этих словах?» (на звуковой анализ)

Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежат макароны и мясо .

Маша поняла, что мама будет готовить макароны по-флотски.

Что общего со звучанием слов макароны, мясо? (звук М в начале слова).

Когда обед был готов, приехал папа. Папа сказал: пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю.

Ехал я полем, и увидел вот кого со звуком М.

Серенькие, маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, чёрненькие глазки, остренькие зубки. Кто это? (мышки ).

Маша подумала и отгадала.

А вы отгадали, кого увидел Машин папа?

Бьют его, а он не плачет

А все время только скачет. (мяч)

Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети, любите играть с мячом?

5. Физпауза. Игра с мячом «Один-много со звуком «М» (на слуховое восприятие)

После обеда папа уехал на работу, а Маша и мама остались дома. Мама села вязать, а Маша взяла книгу с картинками. Она искала картинки со звуком «м».

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м». (4 лишний) - на звуковой анализ

Вдруг, Маша задумалась - почему некоторые слова короткие, а другие длинные? Мяч - короткое слово, зато мотоцикл - длинное. Чем больше частей в слове, тем длиннее слово. Часть слова называется слогом.

Маше захотелось поиграть со словами и поделить их на слоги.

Давайте и мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «раздели слова на слоги».

му-ха - прохлопываем,

ма-ши-на - протопываем,

мор-ковь - пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о словах со звуком «м», которые она искала целый день. Папа поинтересовался, что же эти предметы делали.

8. Д/и «Подбери слово-действие» (на расширение глагольной лексики)

Муха - летала, жужжала, надоела…

Машина - ехала, останавливалась, везла…

Морковь - росла, зеленела…

Макароны - лежали, варились, жарились…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Буквы Л я две поставил

Букву новую составил.

И теперь скажу я всем

Эта буква - буква «М».

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Дети выкладывают букву из счетных палочек, на обучающей дощечке, выкладывают из мозаики (развитие зрительно-моторной координации).

10. Итог занятия.


Целью занятия является: Учить четко произносить звуки [м, м"]. Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении. Познакомить детей с буквой М. Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Звуки [м, м"]. Буква М".

Цели : 1) Учить четко произносить звуки [м, м"].

2) Учить дифференцировать звуки на слух и в произношении.

3) Закреплять в пассивном и активном словаре детей понятия "согласный звук", "твёрдый (мягкий) согласный звук", "звонкий согласный звук".

Оборудование : Предметные картинки (малыш, муха, машина, медведь, мячи, мальчик, малина, меч,….). Зеркала, символы звуков, звуковые замки, наборное полотно.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

Сядет тот, кто назовет слово на звук а (о, у, и, т, ть, п, пь)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками.

2. Знакомство со звуком [м].

Отгадайте загадку:

Голодная мычит,

Сытая жуёт,

Всем детям молоко даёт.

(корова)

Как мычит корова? (м-м-м)

Когда мы произносим звук [м]:

  • губы сомкнуты без напряжения;
  • воздух выходит через нос;
  • горлышко работает, дрожит, звенит.

Звук [м] петь нельзя, так как губы создают преграду ("заборчик"). Этот звук согласный, твердый (губы "сердитые"), звонкий (горлышко звенит).

Обозначаем [м] синим кружочком (с колокольчиком).

3. Игра "Поймай звук [м]".

4. Игра "Запомни - повтори"

МА-МО-МЫ

МО-МЫ-МА

МЫ-МА-МО

МУ-МЫ-МА

МЫ-МА-МО

МА-МУ-МЫ

5. Знакомство со звуком [м"].

У коровы есть маленький.... (телёнок).

Он мычит: "Мь-мь-мь".

(Дается характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий)

6. Физминутка.

Мы топаем ногами.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем.

Мы руки опускаем.

Мы крутимся потом.

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки поднимаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И побежим потом.

7. Произношение звуков [м, м"] в словах.

Я хочу познакомить вас с малышом Митей. Митя учится произносить слова, но пропускает звуки. Попробуйте догадаться, какое слово сказал Митя.

Слова произносятся логопедом без звуков [м, м"]: _алина (малина), _уха (муха), _едведь (медведь), ды_ (дым), _аяк (маяк), _ешок (мешок), _ашина (машина)... т.д.

8. Развитие памяти и внимания.

Поиграем в игру "Кто больше запомнит?"

Игра проводится на основе запоминания картинок или слов в заданной последовательности.

9. Восстановление деформированного текста.

Маленький Митя начинает говорить предложениями. Послушайте, что у него получилось:

"Мама мыть Митя. Возле дома цвести мак. Дима мыть лицо мылом. Мы ходить за малина."

10. Разучивание скороговорки:

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

11. Знакомство с буквой М.

Дети, а вы любите своих мам? Вам хочется написать это прекрасное слово? Познакомьтесь с буквой М. Без неё это слово не напишешь.

Взялись за руки друзья.

И сказали: "Ты да я - это мы!"

А между тем получилась буква М.

Дети попарно берутся за руки, изображая букву М. выкладывание М из палочек. Составление слогов (ам, ом, ум, им, ма, мо, му, ми) и слова МАМА из букв магнитной азбуки и их чтение.

12. Итог занятия.


Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

А какие еще звуки вы уже знаете?

Какие они?

Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

ИМ АМ УМ

Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка - лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.