Проект «Инновационный центр «Сколково». Налогообложение участников

Вопрос

ООО на ОСНО резидент Сколково -прошу сообщить НДС, налог на прибыль -обычная система ставок,понижены?
Налоги с ФОТ ставки понижены?
Прошу сообщить отчетность по данным резидентам какая сдается? Статистика?

Ответ

Получив статус Участника проекта Сколково (резидента), Вы получаете следующие основные налоговые льготы:

  • Налог на прибыль = 0% (вместо 20%).
  • НДС = 0 (вместо 18%)
  • Ставка страховых взносов = 14% (вместо 30%)
  • Налог на имущество организаций = 0%

По мнению Минфина России, организации — участники проекта «Сколково» должны представлять декларации (расчеты по авансовым платежам) по этим налогам в любом случае (Письма от 19.12.2011 N 03-03-06/1/832, от 24.11.2011 N 03-03-06/1/779 (п. 2)).

Налогоплательщики, применяющие льготную ставку 0%, обязаны вместе с декларацией по налогу на прибыль представлять в налоговый орган Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (КНД 1150021) (п. 6 ст. 289 НК РФ).

Форма и Порядок заполнения расчета налоговой базы участника проекта «Сколково», а также форма расчета совокупного размера прибыли утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н.

Организации, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. При этом данный ФЗ не предусматривает исключений для участников «Сколково»

Состав статистической отчетности зависит от вида деятельности организации и от ряда других условий. Поэтому, чтобы узнать, должна ли ваша организация представлять статотчетность в конкретном году и какие именно формы статотчетности ей надо представлять, вы можете обратиться в территориальное отделение Росстата (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.02.2008 N 79, п. п. 11.1, 14.1 Регламента Росстата).

Участник проекта «Сколково» не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начала использования освобождения, должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):
— письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н;
— документы, подтверждающие статус участника проекта «Сколково»;

— выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта (для организаций, ведущих бухгалтерский учет, — отчет о прибылях и убытках), подтверждающую, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб. Выписка из книги учета доходов и расходов составляется в произвольной форме. При этом исходя из смысла данная выписка должна содержать: наименование организации, ИНН, КПП, адрес, период (год), общую сумму полученных доходов за год, в том числе сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленную в соответствии со ст. ст. 249 и 273 Кодекса.

Для последующего использования права на освобождение необходимо ежегодно не позднее 20 января представлять в налоговую инспекцию по месту учета уведомление о продлении с приложением указанных выше документов (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Пунктом 8 ст.246.1 НК РФ предусмотрено, что участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 статьи 246.1 НК РФ, по почте заказным письмом.

Обратите внимание!
Если участник проекта «Сколково» не представит перечисленные документы или подаст недостоверные сведения, налог за прошедший налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет вместе с соответствующей суммой пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).
Как отмечает Минфин России, налог также следует восстановить и уплатить, если необходимые документы участник проекта представит позже установленного срока (Письмо от 20.06.2012 N 03-03-06/1/316)..

Смежные вопросы:


  1. Добрый день! Подскажите Организация являющаяся участником проекта Сколково (применяющая ОСН с преференциями) размещает заказ НА производство научных исследований в Республике Беларусь. Далее полученный продукт планируется поставлять с…...

  2. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую отчетность в налоговый орган должна сдавать компания участник проекта Сколково, работающая по УСН. В налоговой декларации по УСН, в каком листе, строке указать сумму…...

  3. Наша компания нуждается в финансовой поддержке со стороны учредителя. Необходима помощь в подборе оптимального механизма финансирования. Рассматривается безвозмездная фин.помощь, вклад учредителя в имущество. Однако в действующей редакции Устава данная…...

  4. Добрый день! Просим помощи в следующем вопросе: Может ли ООО выкупить доли участников, по какой цене и на каких условиях?
    ✒ В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона…...

Проект «Сколково» позиционируется как международный проект. И поэтому изначально в качестве непременного условия, для того чтобы проект мог быть реализован в «Сколково», предусмотрено, что среди работников в команде участников проекта «Сколково» должен быть иностранный специалист и (или) специалист, признанный на международном уровне. Фонд «Сколково» помогает участникам проекта оформить необходимые документы и напрямую общается с Федеральной миграционной службой. Существуют и другие преференции, о которых и пойдет речь в данной статье.

НДФЛ

Участники проекта «Сколково» удерживают из доходов своих работников НДФЛ и перечисляют его в бюджет в общеустановленном положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ порядке.

Так, согласно ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Перечень доходов от источников в РФ и доходов от источников за пределами РФ определен в ст. 208 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно ст. 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками:

от источников в РФ и (или) от источников за пределами России - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Согласно п.п. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относятся к доходам от источников за пределами РФ, а не к доходам от источников в РФ.

Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Если же с иностранным гражданином заключен трудовой договор, в соответствии с которым предусмотрено, что трудовые обязанности он будет выполнять вне территории РФ, то выплаты такому гражданину не будут облагаться НДФЛ, поскольку он в данном случае не будет являться налоговым резидентом РФ.

Размер налоговых ставок по НДФЛ определяется ст. 224 НК РФ.

При выборе налоговой ставки, по которой будут облагаться доходы иностранного работника, необходимо определить, является ли он налоговым резидентом РФ для целей обложения НДФЛ. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 224 налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 115-ФЗ), в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ заработная плата высококвалифицированного специалиста должна быть не менее:

одного миллиона рублей из расчета за один год (365 календарных дней), для научных работников или преподавателей, приглашенных для научно-исследовательской или преподавательской деятельности;

двух миллионов рублей для остальных иностранных граждан;

без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково»;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%;

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

Иных, кроме пониженной ставки НДФЛ для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково», налоговых преференций в отношении НДФЛ не предусмотрено налоговым законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ работодатели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые НДФЛ, признаются налоговыми агентами, которые обязаны рассчитывать суммы НДФЛ, удерживать их у налогоплательщика и уплачивать удержанный НДФЛ в бюджет.

Расчет НДФЛ производится налоговыми агентами в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом всех особенностей, предусмотренных положениями гл. 23 НК РФ.

При этом необходимо помнить, что только доходы от трудовой деятельности высококвалифицированного специалиста облагаются по ставке 13%.

Все остальные доходы, не являющиеся оплатой труда в той или иной форме, например подарки, доходы, связанные с оплатой товаров или услуг за работника - специалиста - нерезидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, что подтверждается в письмах ФНС России от 23.04.2012 № ЕД-4-3/6804 и финансового ведомства от 17.08.2010 № 03-04-06/0-181.

Так, в письме финансовое ведомство отмечает: «…с учетом положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ по ставке 13% подлежат налогообложению не любые доходы, получаемые физическим лицом - высококвалифицированным специалистом, а доходы в виде заработной платы (вознаграждения), выплаченной высококвалифицированному специалисту работодателем или заказчиком работ (услуг)».

При налогообложении доходов работника-нерезидента налоговые вычеты по НДФЛ не применяются (п. 4 ст. 210 НК РФ).

В случае если в течение налогового периода (календарного года) статус иностранного работника нерезидента не меняется, то не меняется и ставка НДФЛ, удерживаемого с доходов такого работника. При этом пересчитывать НДФЛ с доходов работника за истекший налоговый период не следует, даже если в следующем налоговом периоде его статус изменится и он станет налоговым резидентом (письмо Минфина России 7.04.2011 № 03-04-06/6-79).

По истечении 183 дней и более нахождения иностранного специалиста на территории РФ он становится резидентом.

С момента изменения статуса иностранного работника его доходы облагаются по ставке НДФЛ в размере 13%. Сумму доходов иностранного работника-резидента можно уменьшить на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Так как 12 следующих подряд месяцев, которые используются при расчете 183 дней, не ограничиваются рамками календарного года, то существует необходимость постоянно отслеживать статус работника.

Налоговый статус сотрудника организации определяется налоговым агентом на каждую дату получения дохода исходя из фактического времени нахождения сотрудника на территории РФ.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

В случае нахождения сотрудника организации в РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом РФ и его доходы от источников в РФ подлежат обложению по ставке 13%.

Если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом РФ, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13%, налоговым агентом не производится.

Изложенное подтверждается письмом финансового ведомства от 14.07.2011 №03-04-06/6-170.

В соответствии с п. 1.1 ст. 231 НК РФ перерасчет и возврат сумм НДФЛ в связи с приобретением сотрудником-нерезидентом статуса налогового резидента РФ производится по итогам налогового периода.

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в РФ в следующем налоговом периоде (письмо Минфина России от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293).

Пунктом 1.1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что возврат излишне удержанного и уплаченного НДФЛ иностранному работнику производит налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче работником налоговой декларации по НДФЛ за налоговый период; работник представляет документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Налоговый агент не пересчитывает и не возвращает иностранному работнику излишне удержанный НДФЛ в связи с изменением ставки с 30 на 13%.

Начиная с 1 января 2011 г. возврат суммы налога налогоплательщику производится по окончании налогового периода налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче им налоговой декларации за предыдущий налоговый период (периоды) и документов, подтверждающих статус налогового резидента в указанных налоговых периодах (письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-108).

Страховые взносы во внебюджетные фонды

В 2012 г. страховые взносы в ПФР уплачиваются по ставке 22% при налоговой базе до 512 000 руб. и 10% при превышении суммы в 512 000 руб., по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения.

Статьей 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) предусмотрено следующее распределение взносов:

в отношении работников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6% - солидарная часть, 16% - индивидуальная часть);

в отношении работников 1967 года рождения и младше - 16% на финансирование страховой части (из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), 6% - накопительная часть (индивидуальная часть тарифа).

Участникам проекта «Сколково» (резидентам) преференции предоставлены не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов.

Для категорий плательщиков, для которых предусмотрены преференции по страховым взносам, касающиеся пониженных тарифов страховых взносов, установлено, что все плательщики в 2012-2013 гг. должны уплачивать страховые взносы до тех пор, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов; на суммы выплат, превышающие 512 000 руб., указанные плательщики страховые взносы не начисляют (п. 4 ст. 8, ст. 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ).

В 2012 г. действуют в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), пониженные тарифы страховых взносов для участников проекта «Сколково»; соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 3.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Тарифы страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», снижены максимально и составляют 14% в ПФР согласно п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, из них:

для лиц 1966 года рождения и старше - 14% составляет полностью страховая часть (индивидуальная часть тарифа страхового взноса);

для лиц 1967 года рождения и моложе - 8% на финансирование страховой части трудовой пенсии (индивидуальная часть тарифа страхового взноса), а 6% - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (индивидуальная часть тарифа страхового взноса).

Для возможности применения организациями, получившими статус участника проекта «Сколково», пониженного тарифа страховых взносов важно, чтобы выполнялись два условия, а именно:

организация должна иметь действующий статус участника проекта «Сколково»; пониженный тариф можно применять в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта «Сколково» начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организацией был получен указанный статус (п. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ);

должен соблюдаться лимит по выручке в сумме 1 млрд руб. и прибыли в размере 300 млн руб. Для проверки соответствия этому критерию сначала определяется год, в котором объем выручки превышает 1 млрд руб. Затем с начала этого периода из года в год нарастающим итогом подсчитывается налоговая прибыль, и как только ее размер достигнет 300 млн руб., резидент со следующего месяца теряет право на пониженный тариф страховых взносов.

Таким образом, тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ, не применяются для участника проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли участника проекта «Сколково» превысил 300 млн руб. Указанный совокупный размер прибыли рассчитывается в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд рублей. Информацию о соответствии или несоответствии участника проекта критериям в органы контроля за уплатой страховых взносов предоставляют налоговые органы в порядке, определенном соглашением об информационном обмене. Информацию о получении и об утрате организациями статуса участника проекта «Сколково» в органы контроля за уплатой страховых взносов предоставляет организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», в порядке, определенном соглашением об информационном обмене.

Согласно п. 1 ст. 58.1 Закона №212-ФЗ при соблюдении ограничений по размеру прибыли и выручки страховые взносы по пониженным тарифам начисляют и уплачивают только в Пенсионный фонд Российской Федерации и не уплачивают в другие внебюджетные фонды; исключение составляют взносы на обязательное социальное страхование

Для организаций, утративших статус участника проекта «Сколково», тарифы страховых взносов, указанные в п. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ, не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника проекта «Сколково» (п. 2.1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Сумма страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, в котором произошло превышение по показателю указанному выше или плательщик страховых взносов утратил статус участника проекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке с взысканием с плательщика страховых взносов соответствующих сумм пеней (п. 2.2 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

С 1.01.2012 г. застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются работники-иностранцы, а именно:

постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства;

временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ).

С заработной платы указанных работников уплачиваются страховые взносы в ПФР.

Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ, временно проживающих на территории РФ или временно пребывающих на территории РФ и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Тарифы страховых взносов, установленные в п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ в 2012-2013 гг. снижены согласно ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ.

В 2012-2013 гг. в ПФР начислять и уплачивать страховые взносы за иностранных работников, временно проживающих и временно пребывающих в РФ, следует исходя из тарифа 22% (до достижения предельной величины базы для начисления страховых взносов), на суммы выплат, превышающие в 2012 г. предельную величину (512 000 руб.), страховые взносы начисляются по тарифу 10%.

В соответствии с п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин, работающий по трудовому договору с участником проекта «Сколково», признается высококвалифицированным специалистом вне зависимости от размера его заработной платы. Привлечение иностранных граждан в качестве высококвалифицированного специалиста предусмотрено осуществлять в рамках Закона № 115-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ (в редакции Закона № 379-ФЗ, вступившей в силу с 1.01.2012 г.) обязательному пенсионному страхованию не подлежат иностранные граждане, признаваемые высококвалифицированными специалистами.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении вознаграждений иностранным гражданам, в том числе высококвалифицированным специалистам, уплачиваются в общеустановленном порядке.

С оздание центра «Сколково» представляет собой, по сути, особую форму партнерства государства, бизнеса и науки (закон от 28.09.10 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», далее - Закон). Реализация проекта осуществляется в целях развития исследований и разработок в отношении энергоэффективности и энергосбережения, ядерных, медицинских, космических, а также стратегических компьютерных технологий (ч. 2 ст. 1, ч. 8 ст. 10 Закона). Требования, предъявляемые к участникам проекта «Сколково», указаны в частях 1 и 2 статьи 10 Закона. Вступление в силу Закона повлекло за собой внесение изменений в НК РФ, установив льготы для участвующих в проекте лиц (закон от 28.09.10 № 243-ФЗ). Все это теоретически позволяет использовать «Сколково» в качестве инструмента налогового планирования. Однако насколько широк круг компаний, которому доступен этот инструмент?

Резидентом «Сколково» может стать компания, которая удовлетворяет требованиям Закона. При этом требование, которое в наибольшей мере сужает круг претендентов на налоговые льготы, - необходимость осуществлять исключительно исследовательскую деятельность по заранее оговоренным направлениям. Таким образом, в целях налогового планирования группы компаний резидентом «Сколково» могло бы стать ее структурное подразделение, осуществляющее НИОКР.

Резиденты «Сколково» освобождаются от налогов на срок 10 лет

Особенности учета в налоговых органах компаний, получивших статус участников проекта «Сколково», регламентируются приказом Минфина России от 08.02.11 № 14н и письмом ФНС России от 17.03.11 № ПА-4-6/4202@. При этом получение такого статуса никак не сопряжено с обязанностью применения какой-либо определенной системы налогообложения - выбор остается за налогоплательщиком. Однако если участник проекта применяет упрощенку, то никаких дополнительных налоговых льгот резидентство ему не даст - все льготы предусмотрены для ОСНО.

Компания, применяющая эту систему, имеет право на освобождение от НДС в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта (п. 1 ст. 145.1 НК РФ). Правда, импорт облагается налогом на общих основаниях (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Право на освобождение может быть утрачено, если совокупный размер годовой прибыли участника превысил 300 млн рублей, а годовой объем выручки - 1 млрд рублей (п. 2 ст. 145.1 НК РФ). Что влечет за собой уплату налога и взыскание пеней за тот период, в котором произошла утрата статуса или имело место указанное превышение совокупного размера прибыли.

При этом право на освобождение носит уведомительный характер. Причем уведомлять инспекцию нужно ежегодно не позднее 20-го числа, следующего за месяцем, в котором участник проекта начал использовать данную льготу. Для этого необходимо представить документы, подтверждающие статус участника проекта, а также либо выписку из книги учета доходов и расходов, либо отчет о финансовых результатах (п. 5 ст. 145.1 НК РФ). Но, даже получив освобождение, участники проекта все равно должны составлять счета-фактуры, внося в графы 7 и 8 запись «без НДС» (письмо Минфина от 12.09.12 № 03-07-09/129).

Кроме того, резиденты «Сколково» в течение 10 лет освобождаются и от обязанности по уплате налога на прибыль (п. 1 ст. 246.1 НК РФ). Такое право может быть утрачено, если годовой объем выручки превысил 1 млрд рублей (п. 2 ст. 246.1 НК РФ). При этом сумма налога за период, в котором произошла утрата статуса или совокупный размер прибыли превысил 300 млн рублей, также подлежит уплате в бюджет с взысканием пеней (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

Чтобы воспользоваться данной льготой, участник должен направить в налоговый орган письменное уведомление об использовании своего права на освобождение по налогу на прибыль. Вместе с письменным уведомлением компания должна представить налоговикам документы, подтверждающие наличие у нее статуса участника проекта «Сколково». Как и в случае с НДС, уведомить налоговиков нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник начал использовать освобождение. Состав документов, подтверждающих льготу, такой же, как и для НДС.

Примечательно, что резидент, уведомивший налоговиков об использовании права на освобождение, может отказаться от него в добровольном порядке (п. 5 ст. 246.1 НК РФ). Вместе с тем добровольность отказа лишает участника возможности воспользоваться данной льготой повторно. По окончании налогового периода участник может либо продлить право на освобождение, либо отказаться от его использования.

При утрате права на освобождение или добровольном отказе от него прибыль, полученная участником, может облагаться по ставке 0 процентов (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Однако такое возможно в случае, если совокупный размер прибыли с начала налогового периода, в котором прекращено использование освобождения, не превысил 300 млн рублей. В противном случае налог придется исчислять исходя из ставки 20 процентов. Совокупный размер прибыли определяется как суммы прибыли, рассчитанные по итогам каждого предыдущего налогового периода (п. 18 ст. 274 НК РФ).

Резиденты вправе вести книгу учета доходов и расходов в порядке, установленном статьей 346.24 НК РФ (абз. 4 п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Однако, по мнению Минфина, они не освобождены от обязанности представлять декларации (письма от 19.12.11 № 03-03-06/1/832, от 24.11.11 № 03-03-06/1/779). В то же время контролеры считают, что в период использования льготы декларации по налогу на прибыль представлять не нужно (письма ФНС России от 15.12.11 № ЕД-21-3/375, УФНС по г. Москве от 24.08.11 № 16-15/082365@).

Однако на этом налоговые привилегии не заканчиваются. Управляющие компании и участники проекта освобождены еще и от уплаты налога на имущество (п. 20, 21 ст. 381 НК РФ). Указанные компании утрачивают право на освобождение в тех же случаях, что и при НДС. Для подтверждения права на льготу указанные организации обязаны представить в инспекцию документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта, а также данные по учету доходов и расходов. Кроме того, резиденты и их управляющие компании не уплачивают земельный налог в отношении участков, входящих в состав территории «Сколково», предоставленных либо приобретенных для выполнения возложенных на эти организации функций (п. 10 ст. 395 НК РФ).

Для резидентов общая ставка страховых взносов составляет всего 14 процентов

Помимо налоговых льгот для участников проекта «Сколково» предусмотрены преимущества и в части уплаты страховых взносов. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса, компания в течение 10 лет уплачивает страховые взносы по пониженным тарифам (ст. 57, 58, 58.1 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ) - ставка взносов в ПФР составляет 14 процентов. При этом взносы в ФСС и ФОМС не уплачиваются.

Важным условием является и то, что применять льготный режим уплаты взносов могут лишь те страхователи, которые соответствуют условиям, указанным в статье 145.1 НК РФ. Причем проверку страхователей на соответствие этим критериям осуществляют налоговые органы (п. 2 ст. 58.1 закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Они же представляют в ПФР информацию о соответствии или несоответствии участника проекта этим критериям.

Режим льготной уплаты взносов ограничен. Так, утратить право на использование пониженных страховых тарифов можно как при утрате самого статуса, так и в случае, если фискалы выявят несоответствие участника критериям в части превышения совокупного размера прибыли (п. 2 ст. 145.1 НК РФ). Для компаний, утративших статус резидента, пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, в котором организация утратила статус участника (п. 2.1 ст. 58.1). И в том, и в другом случае страхователь должен будет пересчитать сумму взносов уже исходя из общих тарифов.

Сколковским резидентом выгодно сделать исследовательское подразделение холдинга

Наиболее оптимальным способом использования сколковских льгот в налоговом планировании представляется следующий. Структурное подразделение российской компании, занимающееся НИОКР, к примеру, в сфере энергоэффективности, выделяется в отдельную компанию. Которая становится резидентом проекта «Сколково». В эту компанию переводятся все специалисты, имеющие маломальское отношение к подобным исследованиям. С тем, чтобы экономить на страховых взносах. А также передаются имеющие хоть какое-то отношение к соответствующим разработкам основные средства с целью не платить с их остаточной стоимости налог на имущество. Правда, после корректировки объектов налогообложения этим налогом в 2013 году, актуальность экономии сохраняется лишь в отношении недвижимости.

В дальнейшем эта компания осуществляет НИОКР и реализует их результаты либо третьим лицам, либо дружественной компании, в обоих случаях не уплачивая НДС и налог на прибыль. Главное при этом соблюдать описанные выше ограничения по годовой выручке и прибыли. Иначе компания лишится права на льготы. В связи с тем, что для резидентов доступна только исследовательская деятельность, для холдинга будет актуален вопрос реинвестирования сэкономленных средств в основной вид деятельности. Вероятнее всего, это придется делать способами, не связанными с предпринимательством. Например, через распределение дивидендов (теряя 9% налога у источника) либо с помощью безвозмездной передачи от дочерней компании материнской (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Мы живем в период стремительного развития технологий. Для того чтобы считаться полноправным игроком на мировом рынке, России необходимо выйти из устаревшего технологического уклада и осуществить своего рода прорыв. Это, безусловно, будет сопровождаться многочисленными исследованиями и разработками в разных областях хозяйственной деятельности, которые и призваны привести к значимым научным результатам в той или иной области. Отметим, что основными целями научных исследований и опытно-конструкторских разработок через их конкретные результаты являются технологическое обновление и борьба с устаревшими ресурсами.

Россия выбрала инновационный курс развития, подтверждением чего является создание проекта «Инновационный центр «Сколково». Для участников указанного проекта предусмотрены многочисленные преференции, в том числе налоговые, о которых и пойдет речь в этой статье.

Законодательные акты, регулирующие проект «Инновационный центр «Сколково»

Был принят Федеральный закон от 28.09.10 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее - Закон № 244-ФЗ, проект «Сколково») в целях регулирования отношений, возникающих при реализации этого проекта.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 244-ФЗ реализация проекта создания и обеспечения функционирования проекта «Сколково» осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в ч. 8 ст. 10 Закона № 244-ФЗ.

Данный закон является основополагающим. Он определяет, в частности, такие понятия, как «проект», «участник проекта», «исследовательская деятельность».

В соответствии со ст. 2 Закона № 244-ФЗ:

  • проект — совокупность мероприятий, направленных на достижение цели по созданию и обеспечению функционирования инновационного центра «Сколково» (ч. 1);
  • участник проекта — российское юридическое лицо, созданное исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в соответствии с Законом № 244-ФЗ и получившее в соответствии с Законом № 244-ФЗ статус участника проекта (ч. 8).
В соответствии со ст. 10 Закона № 244-ФЗ юридическое лицо получает статус участника проекта со дня включения его в реестр участников проекта. Решение о включении юридического лица в реестр участников проекта принимается в порядке, утвержденном управляющей компанией (ч. 1).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона № 244-ФЗ решение о включении юридического лица в реестр участников проекта может быть принято при одновременном соблюдении следующих условий:

  • юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории инновационного центра «Сколково» (ч. 2 ст. 2 вступает в силу с 1 января 2014 г. (ст. 21 Закона № 244-ФЗ);
  • учредительными документами юридического лица допускается осуществление им исключительно исследовательской деятельности в соответствии с Законом № 244-ФЗ;
  • юридическое лицо принимает на себя обязательства осуществлять исследовательскую деятельность в соответствии с Законом № 244-ФЗ и соблюдать правила проекта;
  • исследовательская деятельность — осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, определенным в соответствии с Законом № 244-ФЗ, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов (ч. 9).
Управляющая компания может установить дополнительные условия, соблюдение которых является обязательным для принятия решения о включении юридического лица в реестр участников проекта.

Управляющая компания — российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, возложена реализация проекта (ч. 5 ст. 2 Закона № 244-ФЗ); управляющая компания, дочернее общество управляющей компании — лицо, участвующее в реализации проекта «Сколково» (ч. 10 ст. 2 Закона № 244-ФЗ).

Частью 8 ст. 10 Закона № 244-ФЗ определено осуществление исследовательской деятельности по следующим направлениям:

  • энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
  • ядерные технологии;
  • космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);
  • медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
  • стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Закон № 244-ФЗ — главный документ, регулирующий реализацию и функционирование проекта «Сколково». Преференции, в том числе налоговые, установлены посредством внесения дополнительных положений в отдельные главы Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в Федеральный закон от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). Разъяснения по отдельным положениям НК РФ в письмах дает финансовое ведомство, по положениям Закона № 212-ФЗ - Минздравсоцразвитие России.

Порядок ведения бухгалтерского учета участниками проекта «Сколково» в 2012 г. пока еще определяет Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ). С начала 2013 г. регулировать ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации будет Федеральный закон от 6.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

Прежде чем перейти к особенностям налогообложения и ведения налогового учета участников проекта «Сколково», определимся в особенностях ведения ими бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет участников проекта «Сколково»

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Законом № 244-ФЗ в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.11 г. № 339-ФЗ).

Статьей 346.24 НК РФ (глава 26.2 НК РФ) установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 31.12.08 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Следует отметить, что согласно разъяснениям финансового ведомства в письме от 26.10.11 г. № 03-11-20/2 «О представлении отчетности организациями, являющимися участниками проекта «Сколково» представление налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, указанными организациями — участниками проекта «Сколково» не предусмотрено.

Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и ведут только учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Таким образом, в 2012 г. участники проекта «Сколково» имеют право вести бухгалтерский учет в полном объеме или в объеме, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих УСН.

Вместе с тем Закон № 129-ФЗ определяет, что в случае превышения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций в размере одного миллиарда рублей с начала календарного года, следующего за годом, в котором превышен годовой объем, возникает обязанность ведения бухгалтерского учета в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2013 г., организации, получившие статус участников проекта «Сколково», вправе будут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, с 1 января 2013 г. в любом случае участникам проекта «Сколково» будет необходимо вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность.

Однако в Законе № 402-ФЗ не определено, что есть «упрощенные способы ведения бухгалтерского учета» и что есть «упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность». Можно только предположить, что бухгалтерская отчетность в обязательном порядке будет включать бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках; данные в отчетах можно будет отражать только по группам статей, т.е. без детализации показателей по статьям. По-видимому, планируется принятие дополнительных документов, устанавливающих упрощенный способ ведения бухгалтерского учета.

Налоговый учет у участников проекта «Сколково». Упрощенная система налогообложения (УСН)

Получение статуса участника проекта «Сколково» и ведение деятельности в качестве участника проекта «Сколково» никак не сопряжено с обязанностью применения общей системы налогообложения или УСН — выбор остается за налогоплательщиком. Кроме того, получение статуса участника проекта «Сколково» не влечет изменения применяемой ранее налогоплательщиком системы налогообложения.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусматривается указанной статьей НК РФ. Налоговым периодом при применении УСН признается календарный год. Для участников проекта «Сколково» возможность перехода с УСН на иной режим налогообложения до окончания налогового периода ст. 346.13 НК РФ не предусмотрена.

Таким образом, организации, применяющие УСН и получившие статус участника проекта «Сколково», вправе перейти на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года и с этого же периода воспользоваться правом на налоговые преференции, предусмотренные для иного режима. Данный факт подтверждается и в письмах Минфина России от 22.12.11 г. № 03-03-10/124 «О порядке отказа от применения УСН участником проекта Сколково» и ФНС России от 17.01.12 г. № ЕД-4-3/360@ «Об использовании участником проекта «Сколково» права на освобождение от обязанностей налогоплательщика».

Если участник проекта «Сколково» применяет УСН, то налоговый учет ведется в соответствии с требованиями главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Налоговый учет у участников проекта «Сколково». Общая система налогообложения

В случае применения участником проекта «Сколково» общей системы налогообложения (далее - ОСН) в соответствии с отдельными положениями НК РФ ему предоставляются следующие налоговые преференции:

  • освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС);
  • освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций;
  • освобождение от обязанностей по налогу на имущество организаций.
Рассмотрим порядок и условия освобождения для каждого из перечисленных налогов в отдельности.

Косвенные налоги. НДС. Освобождение от НДС

Согласно п. 1 ст. 145.1 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ организация, получившая статус участника проекта «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта «Сколково»; использование права на освобождение предоставляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта «Сколково» (абз. 1 п. 3 ст. 145.1 НК РФ).

Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в следующих случаях (п. 2 ст. 145.1 НК РФ):

  • утрачен статус участника проекта с момента утраты такого статуса;
  • совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 НК РФ нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, а объем совокупного размера прибыли превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли (см. таблицу).

Условия применения льготы по НДС

Сумма НДС за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта «Сколково» или было превышение совокупного размера прибыли, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

Использование права на освобождение от НДС носит уведомительный характер, т.е. участнику проекта «Сколково» необходимо направить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта «Сколково» начал использовать право на освобождение письменное уведомление и следующие документы:

  • документы, подтверждающие статус участника проекта «Сколково»;
  • выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта, подтверждающую годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • расчет совокупного размера прибыли, рассчитанного нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки, полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждена приказом Минфина России от 30.12.10 г. № 196н

Участник проекта «Сколково» вправе отказаться от освобождения, направив уведомление в налоговый орган по месту своего учета в качестве участника проекта в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого участник проекта намерен отказаться от освобождения. Участнику проекта «Сколково», отказавшемуся от освобождения, оно повторно не предоставляется.

Следует обратить внимание, что в соответствии с письмом ФНС России от 31.05.12 г. № ЕД-4-3/8966@, организация, получившая статус участника проекта «Сколково», имеющая право на освобождение от обязанностей плательщика НДС при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, обязана представлять налоговую декларацию по НДС в следующих случаях:

  • исполнения обязанностей налогового агента по НДС;
  • выставления покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • при совершении налогооблагаемых операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, концессионным соглашением, договором доверительного управления имуществом. (Налогоплательщикам и нижестоящим налоговым органам направлено письмо Минфина России от 15.05.12 г. № 03-07-15/45.)
Следует отметить, что ранее в письме Минфина России от 19.12.11 г. № 03-03-06/1/832 «О представлении налоговой отчетности организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов» разъяснялось, что участники проекта «Сколково», освобождаясь от обязанностей по исчислению и уплате НДС, при этом должны выполнять другие обязанности налогоплательщика, в частности представлять в общеустановленном порядке налоговую декларацию по НДС.

Прямые налоги. Налог на прибыль организаций. Освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль организаций.

Освободиться от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организаций и заявить право на льготу налогоплательщик-резидент имеет право непосредственно после получения статуса участника проекта «Сколково» (п. 1 и абз. 1 п. 4 ст. 246.1 НК РФ), в том числе в середине отчетного (налогового) периода.

Освобождение от обязанностей налогоплательщика-резидента позволяет:

  • не исчислять и не уплачивать налог на прибыль организаций (п.п. 1 п. 1 ст. 23, 286 и 287 НК РФ);
  • не вести налоговый учет по формированию налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 313 НК РФ (п.п. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Вместе с тем участники проекта «Сколково» обязаны сдавать налоговую декларацию по итогам отчетных и налогового периодов, поскольку представление отчетности не связано с исчислением и уплатой налога (письмо Минфина России от 19.12.11 г. № 03-03-06/1/832).

Само по себе наличие статуса участника проекта «Сколково» не дает права на освобождение от обязанностей налогоплательщика. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 246.1 НК РФ участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа следующего месяца письменное уведомление и документы по перечню (письмо УФНС России по г. Москве от 14.04.11 г. № 16-15/036416):

  • уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения) (форма утверждена приказом Минфина России от 30.12.10 г. № 196н). По окончании налогового периода участник проекта «Сколково» направляет уведомление в налоговый орган не позднее 20-го числа последующего месяца (п. 6 ст. 246.1 НК РФ);
  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта «Сколково»;
  • документы подтверждающие, что объем годовой выручки не превысил 1 млрд руб., т.е. бухгалтерскую отчетность, в составе которой отчет о прибылях и убытках (для участников, которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме) либо выписку из книги учета доходов и расходов участника проекта «Сколково».
Как мы уже писали, для участников проекта «Инновационный центр «Сколково» предусмотрены многочисленные преференции, в том числе налоговые. Участники проекта «Сколково», которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять сведения о совокупном размере прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ). Действующий в настоящий момент отчет называется «Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»». В случае если участник проекта «Сколково» по окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца не представляет документы либо представляет документы, содержащие недостоверные сведения в налоговый орган, сумма налога на прибыль организаций подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих пеней (абз. 4 п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 246.1 НК РФ участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
  • если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.
Согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта «Сколково», облагается налогом по налоговой ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ. Необходимым условием для применения ставки 0% является, чтобы размер прибыли, заработанной участником проекта «Сколково», не превышал 300 млн руб.; указанный размер прибыли определяется нарастающим итогом, но не с даты начала ведения деятельности, а с начала того налогового периода, в котором утрачено право на льготу; совокупный финансовый результат определяется путем суммирования прибылей или убытков, рассчитанных ежегодно.

Участники проекта «Сколково», которые перешли на применение нулевой ставки по налогу на прибыль, должны ежегодно вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль представлять сведения о совокупном размере прибыли (п. 6 ст. 289 НК РФ). Действующий в настоящий момент отчет называется «Расчет совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Форма утверждена приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н «Об утверждении форм документов организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Сумма налога на прибыль за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 миллионов рублей, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта «Сколково» нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта «Сколково» прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, превысил 300 млн рублей и (или) в котором участник проекта «Сколково» утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. по налоговой ставке 20%, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему.

Кроме того, участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по истечении 10 (десяти) лет или добровольно отказавшись от права на освобождение (см. таблицу).

Условия применения льготы по налогу на прибыль

Показатель

Льгота по НДС

Момент потери льготы

Превышение объема годовой выручки (1 млрд руб.) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной и полученной участником проекта Льгота теряется

Возможно применение нулевой ставки

Начиная с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение объема годовой выручки
Совокупная прибыль превысила 300 млн руб. Льгота теряется

Невозможно применение нулевой ставки

Сумма налога на прибыль подлежит восстановлению и уплате в бюджет

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта «Сколково» нарастающим итогом, начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта «Сколково» прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абз.3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ

ПРИМЕР

С 2012 г. участник проекта «Сколково» применяет освобождение от обязанностей налогоплательщика. В 2013 г., полагаем, участник утратит право на освобождение и по этой причине требуется нарастающим итогом определить налоговую базу. Финансовые результаты по годам: 2013 г. - 500 млн руб. (прибыль); 2014 г. - 110 млн руб. (прибыль); 2015 г. - 180 млн руб. (убыток). Полученные показатели финансовых результатов по годам суммируются. Совокупный размер финансового результата (прибыли) за 2013-2015 гг. составит 430 млн руб. (500 млн руб. + 110 млн руб. + 180 млн руб.), что превышает пороговое значение (300 млн руб.), поэтому по итогам 2015 г. налогоплательщику следует уплатить налог на прибыль по общей ставке (20%), а также пени за несвоевременную уплату авансовых платежей в течение 2015 г.

Не позднее 28 марта 2016 г. налогоплательщику следует перечислить в бюджет сумму налога на прибыль и соответствующие суммы пени.

Налог на имущество

Помимо НДС и налога на прибыль участники проекта «Сколково» освобождены от уплаты налога на имущество (п. 20 ст. 381 НК РФ). Причем сообщать о применении такого освобождения в контролирующие органы не требуется.

Освобождение от налога на имущество имеют:

  • организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом № 244-ФЗ;
  • организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
Указанные организации утрачивают право на освобождение от налогообложения налогом на имущество в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 145.1 НК РФ. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта «Сколково», а также данные учета доходов (расходов). Утрата права на освобождение от обложения налогом на имущество также предусмотрена в п. 2 ст. 145.1 НК РФ.

Таким образом, организация, являющаяся участником проекта «Сколково», создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково», вправе получить освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на имущество, на основании п. 20 ст. 381 НК РФ. При этом организация обязана соблюдать ограничения по совокупному размеру прибыли, предусмотренные п. 2 ст. 145.1 НК РФ.

Организация утрачивает право на освобождение от обложения налогом на имущество организаций в случае утраты статуса участника проекта «Сколково» или превышения совокупного размера прибыли, т.е. с начала года, в котором совокупный размер прибыли за весь период существования превысит 300 млн руб.

В случае непревышения годового объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) одного миллиарда рублей участники проекта «Сколково» при заполнении декларации (расчета) по налогу на имущество остаточную стоимость ОС, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по п. 20 ст. 381 НК РФ, вправе не указывать (см. письмо Минфина России в письме № 03-05-04-01/35 от 19.10.11 г.).

В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по предоставлению налоговых расчетов и деклараций по налогу на имущество установлена для плательщиков этого налога.

Согласно п. 20 ст. 381 НК РФ участники проекта при соблюдении необходимых условий освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, то есть от обязанности уплачивать налог, но не от обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, даже после получения статуса участника проекта, организации обязаны предоставлять в налоговые органы расчеты по авансовому платежу и налоговые декларации по налогу на имущество. Об обоснованности такой позиции также косвенно свидетельствуют форма расчета по авансовому платежу и форма декларации по налогу на имущество, в специальных строках которых указывается стоимость имущества, в отношении которого предоставляются льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ.

Земельный налог

Согласно п. 10 ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения земельным налогом организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Законом № 244-ФЗ - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным законодательным актом.

Льготы по уплате государственной пошлины

Согласно п.п. 2.1 - 2.3 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

  • за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и прибывшему на территорию инновационного центра «Сколково»;
  • за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;
  • за выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
В соответствии с Федеральным законом от 10.07.12 г. №100-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.36 и 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» авторы результатов интеллектуальной деятельности освобождены от госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции.

Эта норма способствует развитию инструмента принудительной лицензии, если результаты интеллектуальной деятельности не используются правообладателем.

1 GT Bulletin Важнейшие изменения российского законодательства, 10, октябрь 2010 подзаконные акты и разъяснения ведомств, опубликованные в октябре 2010 г. Содержание 02 Налог на добавленную стоимость 04 Налог на прибыль 05 Инновационный центр «Сколково» 06 НДФЛ 07 Страховые взносы 08 Прочее

2 Налог на добавленную стоимость Минфин уточнил порядок восстановления НДС по капстроительству Минфин РФ в своем письме N /384 от привел разъяснения по вопросу восстановления ранее принятых к вычету сумм НДС по работам, осуществляемым подрядчиком при строительстве объекта недвижимости, используемому в дальнейшем для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению данным налогом. В письме отмечается, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), принятые к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, за исключением основных средств, которые полностью с амортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет. При этом расчет суммы НДС, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, следует осуществлять без учета размера площади объекта недвижимости, на которой осуществляются операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость. Указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется В этой связи Минфин РФ в своем письме N /46 от указывает, что в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, вступивший в силу 2 сентября 2010 года установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, до утверждения Правительством РФ формы счетафактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетахфактурах наименование валюты не требуется. Вместе с тем, указание в счетахфактурах дополнительной информации нормами Кодекса не запрещено. Поэтому указание налогоплательщиками после 2 сентября 2010 года в счетахфактурах наименования валюты может рассматриваться как предоставление дополнительной информации, что не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. НДС при реализации на экспорт ранее использовавшегося оборудования Письмо Минфина России от N /301 При реализации на экспорт оборудования, которое использовалось на территории России в облагаемых НДС операциях, суммы налога, принятые ранее к вычету, восстанавливаются пропорционально остаточной (балансовой) стоимости этого оборудования. Восстановление НДС производится не позднее того налогового периода, в котором оформляются таможенные декларации на вывоз этого оборудования. Заполнение заявления о ввозе товаров Письмо ФНС России от N Разъяснен порядок заполнения разд. 3 заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, установленного законодательством таможенного союза. GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 2

3 Налог на добавленную стоимость Порядок определения места реализации услуг по авторскому надзору Согласно Федеральному закону от N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации. По мнению Минфина, услуги по авторскому надзору являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по подготовке проектной документации. Пунктом 3 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места реализации вспомогательных услуг, на основании которого местом реализации таких услуг признается место реализации основных работ (услуг). В связи с чем, оказанные одной российской организацией другой российской компании услуги по авторскому надзору за строительством здания, расположенного за границей, облагаются НДС. (Письмо Минфина России от N /298) НДС по транспортноэкспедиторским услугам, оказываемым членам таможенного союза Письмо Минфина России от N /299 В связи с тем, что перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по транспортноэкспедиторским услугам, оказываемым в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств - членов таможенного союза, по которым таможенное оформление не производится, ст. 165 Кодекса не предусмотрен, перевозка грузов из России в страны таможенного союза облагается НДС по ставке 18 процентов. О применении НДС при импорте товаров, не происходящих с территорий государств - членов таможенного союза. Письмо Минфина России от N /260 участника таможенного союза с территории другого государства - участника таможенного союза налог на добавленную стоимость взимается налоговыми органами государства-импортера, за исключением товаров, которые в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. В Соглашении, а также в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, подписанном, являющемся его неотъемлемой частью, не содержится норм о том, что указанные международные договоры применяются только в отношении товаров, происходящих с территории государств - членов таможенного союза. В связи с выше сказанным, законодательство таможенного союза об обложении косвенными налогами перемещения товаров распространяется также на товары, которые происходят с территорий других государств. Согласно ст. 3 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от (далее - Соглашение) при импорте товаров на территорию одного государства - GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 3

4 Налог на прибыль Минфин уточнил порядок учета доходов при длительном производственном цикле товаров В соответствии со статьей 271 НК РФ доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав при методе начисления. Под производством с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Учитывая изложенное, НК РФ предусмотрено равномерное распределение доходов от реализации работ и услуг. При этом при производстве продукции (товаров) с длительным производственным циклом распределение доходов от их реализации не производится. Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме N /1/615 от Минфин уточнил порядок учета доходов от продажи частей демонтированного оборудования Стоимость излишков материальнопроизводственных запасов и прочего имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов. При этом с 1 января 2010 года в целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации материалов, полученных при демонтаже выводимого из эксплуатации оборудования, уменьшается на сумму, учтенную в составе внереализационных доходов. Такие разъяснения приводит Минфин РФ в письме N /1/621 от Учет суммовых разниц при возврате обеспечительного платежа Письмо Минфина России от N /1/652 Если обеспечительный платеж, выраженный в условных единицах, учтен арендодателем в качестве аванса, разница между оценкой данного денежного обязательства в рублях на дату получения этого платежа и на дату его возврата при расторжении договора аренды доходом не является. Поставщик включает во внереализационные расходы скидки, бонусы и вознаграждения торговой компании Минфин РФ в своем письме N /1/643 от уточняет порядок учета скидок и бонусов, выплаченных ООО по договору поставки хозяйствующему субъекту, осуществляющего торговую деятельность. Федеральный закон 381-ФЗ от «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» не использует понятия «скидка», «премия» или «бонус». Минфин в своем письме поясняет, что понятие «вознаграждение» тождественно понятию «Премия (скидка)» Вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона 381-ФЗ, учитывается в целях и для целей налогообложения прибыли и учитывается в составе внереализационных расходов на основании п.п п. 1 ст. 265 НК РФ. При этом не имеет значения, как в договоре поставки именуется данное вознаграждение. GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 4

5 Инновационный центр «Сколково» Общие положения В соответствии с Федеральным законом от N 243-ФЗ и Федеральным законом от ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» Налоговые льготы предоставляются только организациям, получившим статус участника проекта «Сколково»; До г. действует экс-территориальный принцип получения статуса участника проекта. Налог на прибыль Федеральным законом 243-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введена ст предусматривающая льготу по налогу на прибыль для участников инновационного проекта «Сколково». Льгота по налогу на прибыль заключается в освобождении от налога на прибыль в течение 10 лет. Участник проекта лишается права на освобождение от уплаты налога на прибыль, если: - утрачивает статус участника проекта «Сколково». В случае превышения этого ограничения участник вправе применять нулевую ставку налога на прибыль, пока совокупный размер прибыли не превышает 300 млн.руб. нарастающим итогом с 1-ого числа года, следующего за годом, в котором размер выручки превысил 1 млрд. рублей НДС В соответствии со ст НК РФ участник проекта имеет право заявить о получении освобождения от обязанностей плательщика в течение 10 лет. Участник проекта утрачивает право на освобождение в случае, если: - утрачен статус участника проекта - совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли. Страховые взносы В соответствии с пп.2 п.2 Федерального закона 212-ФЗ участникам проекта «Сколково» в 2010 г. также предоставляется право использовать пониженные тарифы страховых взносов в ПФР 14% (в остальные фонды взносы не уплачиваются). Налог на имущество Согласно с п.19 ст.381 НК РФ участники проекта «Сколково» освобождены от обязанности уплаты налога на имущество. Участник проекта лишается права на освобождение от налогообложения в тех же случаях, что и при освобождении от уплаты НДС. - его годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превышает 1 млрд руб. (ст НК РФ); GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 5

6 НДФЛ Нерезидент при продаже акций в РФ уплачивает НДФЛ по ставке 30% Минфин РФ в своем письме N 04-05/2-578 от приводит разъяснения по вопросу исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами. В письме отмечается, что доходы налогоплательщика, не являющегося налоговым резидентом РФ, полученные от реализации в РФ ценных бумаг, относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению НДФЛ по ставке 30%. При этом финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи Кодекса. GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 6

7 Страховые взносы Постановку на учет в ФСС ФСС РФ в своем письме N / П от уточняет порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, а именно постановку на учет обособленных подразделений в территориальных органах Фонда по обоим видам страхования (по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) возможно осуществить на основании одного заявления. Новые тарифы страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий Федеральным законом от N 272-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от N 212-ФЗ и Федеральный закон от N 167-ФЗ, поправки вступили в силу 19 октября 2010 г. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от N 212-ФЗ организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские компании: разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ и базы данных (как на материальном носителе, так и в электронном виде по каналам связи); оказывающие услуги по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники); оказывающие услуги по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных. Чтобы воспользоваться пониженным тарифом, указанные организации должны соответствовать следующим требованиям (ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от N 212-ФЗ): должны иметь государственная аккредитация (порядок ее получения утвержден Постановлением Правительства РФ от N 758); доля дохода от деятельности в области информационных технологий по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, должна составлять не менее 90 процентов всех доходов. Доход определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ; среднесписочная численность работников за указанный выше период должна составлять не менее 50 человек. Согласно внесенным изменениям организации, деятельность которых связана с информационными технологиями, могут уплачивать страховые взносы за 2010 г. исходя из пониженного тарифа - 14 процентов. Обязательные платежи перечисляются только в ПФР. Соответствующие изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. Таким образом, организации могут пересчитать уплаченные взносы, представив расчет за последний отчетный период этого года В соответствии с п.3 ст. 58 Федерального закона от N 212-ФЗ в течение годов страховые взносы для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, составят 14% (с разным распределением между фондами), в %, а в %. GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 7

8 Прочее Вводится новый порядок предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по обязательным платежам Приказ ФНС РФ от N "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" В новом "Порядке" учтены изменения, которые были внесены Федеральным законом от N 229-ФЗ в главу 9 Налогового кодекса РФ, определяющую порядок изменения сроков уплаты налогов и сборов. Напомним, что теперь, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в частности: отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении сумм штрафа и пени; исключена возможность изменения сроков уплаты платежей налоговому агенту; установлено право одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательного платежа подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита; расширен перечень оснований, исключающих возможность изменения срока уплаты налога; установлен перечень документов, которые надо приложить к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки. Минфин уточнил порядок возврата переплаты по налогам после реорганизации Минфин РФ в своем письме N /1-485 от приводит порядок возврата правопреемнику сумм излишне уплаченных налогов реорганизованной организацией. В письме отмечается, что для осуществления возврата правопреемнику сумм излишне уплаченных налогов реорганизованной организацией необходимо представить в налоговый орган разделительный баланс, акт совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась, а также иные документы, подтверждающие излишнюю уплату налогов реорганизованной организацией. Александр Сидоренко Партнер по налоговой и юридической практике Если у вас возникли вопросы, связанные с представленными материалами, обращайтесь к специалистам нашей фирмы или присылайте свое сообщение по электронной почте по адресу: GT Bulletin Грант Торнтон ЗАО Все права защищены ЗАО "Грант Торнтон" является российским членом Грант Торнтон Интернешнл Лтд Грант Торнтон Интернешнл - одна из ведущих международных организаций, объединяющей независимые аудиторские и консультационные фирмы GT bulletin 10, октябрь 2010 г. 8